Начало творческого пути Островского
Еще с гимназических лет Островский становится
завзятым театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры,
восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о
литературе и театре. В конце 1840-х годов Островский пробует свои силы на писательском,
драматургическом поприще и публикует в «Московском городском листке» за 1847
год «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картину семейного счастья» и
очерк «Записки замоскворецкого жителя». Литературную известность Островскому
приносит комедия «Банкрот», над которой он работает в 1846—1849 годах и
публикует в 1850 году в журнале «Москвитянин» под измененным названием «Свои
люди — сочтемся!».
Пьеса имела шумный успех в литературных кругах
Москвы и Петербурга. Писатель В. Ф. Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три
трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер
четвертый». Пьесу Островского ставили в один ряд с гоголевскими
произведениями и называли купеческими «Мертвыми душами». Влияние гоголевской
традиции в «Своих людях...» действительно велико. Молодой драматург избирает сюжет, в основе которого лежит довольно
распространенный случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большое
занимает крупный капитал у своих собратьев-купцов, а так как возвращать долги
с большими процентами ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся
человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя
приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него
замуж свою дочь Липочку. Болыпова могут посадить в долговую тюрьму, но он не
унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую
сумму от полученного капитала: «Свои люди — сочтемся!» Однако он ошибается:
«свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.
На первых порах ни один из героев комедии не
вызывает никакого сочувствия. Кажется, что, как в «Ревизоре» Гоголя,
единственным положительным героем у Островского является смех. Однако по мере
движения сюжета к развязке в комедии появляются новые, не свойственные Гоголю
мотивы. В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: «отцы» и
«дети». Различие между ними сказывается даже в «говорящих» именах и фамилиях. большое — от крестьянского «большак»,
глава семьи — купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Он голицами
торговал на Балчуге, добрые люди Самсошкою звали и подзатыльниками кормили.
Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный «капитал». Став купцом,
он готов на любую подлость по отношению к «чужим» людям. Но кое-что из прежних
нравственных устоев в нем еще теплится, он еще верит в святость семейных отношений:
свои люди друг друга не подведут.
Но то, что живо в купцах старшего поколения,
совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры
подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут
последнее прибежище нравственности — святость семейных уз. Смешной и пошлый в
начале комедии, большое вырастает
в ее финале в трагического героя. Когда поруганы детьми родственные чувства,
когда единственная дочь жалеет дать гроши кредиторам и с легкой совестью
спроваживает отца в тюрьму, в Большове просыпается страдающий человек: «Уж ты
скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его,
старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть...
Знаешь, Лазарь, Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за
деньги продаем...» Сквозь пошлый быт пробиваются в пьесе Островского
трагические мотивы. Поруганный детьми, обманутый и изгнанный, купец большое напоминает короля Лира из одноименной шекспировской трагедии.
Именно так исполняли его роль русские актеры, начиная с М. С. Щепкина и Ф. А.
Бурдина.
А это значит, что, наследуя гоголевские
традиции, Островский шел вперед. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора»
одинаково бездушны, а их бездушие взрывается изнутри лишь смехом, то в мире
Островского открываются источники живых человеческих чувств. В следующей комедии
«Бедность не порок» (1854) на первый взгляд те же герои, что и в «Своих
людях...»: самодур-хозяин Гордей Торцов, покорная ему жена Пелагея Егоровна,
послушная воле отца дочь Любушка и, наконец, приказчик Митя, неравнодушный к
хозяйской дочери. Задуривший отец хочет отдать дочь за постылого старика,
московского фабриканта Коршунова, оставить провинциальный Черемухин и уехать в
Москву.
Но разгулявшейся своевольной натуре Гордея
Карпыча противостоит вековой уклад русской жизни. Действие комедии происходит
в поэтическое время Святок: звучат песни, заводятся игры и пляски, появляются
ряженые. Жена Гордея говорит: «Модное-то ваше да нынешнее... каждый день
меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет!» Митя в пьесе совершенно
не похож на Лазаря Подхалюзина. Это - человек одаренный, талантливый, любящий
поэзию Кольцова. Его речь возвышенна и чиста: он не столько говорит, сколько
поет, и песня его то жалобная, то широкая и раздольная. Своеобразен и Любим
Торцов, родной брат Гордея. В прошлом он был богат, но промотал все состояние.
Теперь он беден, нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег,
чинов, рыцарски благороден, человечески щедр и высок. Его обличительные речи
пробуждают совесть в самодуре Гордее. Намеченная свадьба Любушки с Африканом
Коршуновым расстраивается. Отец отдает дочь замуж за бедного приказчика Митю.
Над самодурством, над разгулом злых сил в
купеческих характерах торжествует народная нравственность. Островский верит в
здоровые и светлые начала русского характера, которые хранятся в купечестве.
Но в то же время он видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство
подтачивают устои вековой народной морали, как непрочно подчас оказывается их
торжество. Тем не менее взгляд на купеческую жизнь в первой комедии «Свои люди
— сочтемся!» кажется теперь Островскому «молодым и слишком жестким». «Пусть
лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители
найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему
показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя
высокое с комическим», — пишет Островский М. П. Погодину, редактору журнала
«Москвитянин», пригласившему начинающего драматурга и его друзей к
сотрудничеству.
При «Москвитянине» образуется «молодая
редакция», душой которой оказывается Островский. Его окружают талантливые
критики Аполлон Григорьев и Евгений Эдельсон, проникновенный знаток и одаренный
исполнитель народных песен Тертий Филиппов, начинающие писатели и поэты
Алексей Писемский и Алексей Потехин, Сергей Максимов и Борис Алмазов, Лев
Мей... Кружок ширится, растет. Живой интерес к народному быту, к русской песне,
к национальной культуре объединяет в дружную семью талантливых людей из разных
сословий — от дворянина до купца и мужика-отходника. Само существование такого
кружка — вызов казенному однообразию «подмороженной» русской жизни эпохи
«мрачного семилетия», ознаменовавшей финал николаевского царствования. В
пьесах первой половины 50-х годов «Не в свои сани не садись», «Бедность не
порок», «Не так живи, как хочется» Островский изображает преимущественно
светлые, поэтические стороны русской жизни, возвращая на сцену чистые чувства,
«горячие сердца». |