Первое пореформенное лето Некрасов провел в
Грешне-ве, в кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью
он вернулся в Петербург с целым «ворохом стихов». Среди них была поэма «Коробейники».
Создавая ее, поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было
адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В
«Коробейниках» он смело расширил этот круг и непосредственно обратился к народу,
начиная с посвящения: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни
Шоды Костромской губернии)». Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: за
свой счет он напечатал поэму в серии «Красные книжки» и распространял ее в
народе через коробейников — торговцев мелким товаром.
«Коробейники» — поэма-путешествие. Бродят по
сельским просторам деревенские торгаши — старый Тихоныч и молодой его помощник
Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины
жизни тревожного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор
российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме,
воспринимается глазами народа, всему выносится крестьянский приговор. О
подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая
глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского «многоголосья»,
искусство делать народный взгляд на мир своим, стала популярнейшей народной
песней — «Коробушкой». Главные критики и судьи в поэме не патриархальные
мужики, а «бывалые», много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем
имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы «умственных»
крестьян, деревенских философов и политиков. В России, которую они судят, «все
переворотилось»: старые устои жизни разрушаются, новое находится в брожении.
Вкладывая в уста народа резкие антиправительственные суждения, Некрасов не
грешит против правды. Многое здесь идет от его общения со старообрядцами, к
числу которых принадлежал и Гаврила Яковлевич Захаров. Оппозиционно
настроенные к царю и его чиновникам, они отрицательно оценивали события
Крымской войны, усматривая в них признаки наступления последних времен перед
вторым Христовым пришествием.
В этом лее убеждают коробейников их наблюдения
над жизнью господ, порвавших связи с Россией, проматывающих в Париже трудовые
крестьянские денежки на дорогие и пустые безделушки. Характерной для нового
времени представляется им история Титушки-ткача. Крепкий, трудолюбивый
крестьянин стал жертвой творящегося в стране беззакония и превратился в «убогого
странника» — «без дороги в путь пошел». Тягучая, заунывная песня его, сливающаяся
со стоном разоренных российских сел и деревень, со свистом холодных ветров на
скудных полях и лугах, готовит трагическую развязку. В глухом костромском лесу
коробейники гибнут от рук такого же «странника», убогого и бездорожного, —
отчаявшегося лесника, напоминающего и внешне то ли «горе, лычком
подпоясанное», то ли лешего — жутковатую лесную нежить.
Примечательно, что преступление «Христова
охотничка», убивающего коробейников, совершается без всякого материального
расчета: деньгами, взятыми у них, он не дорожит. Тем же вечером в кабаке,
«бурля и бахвалясь», в типично русском кураже, он рассказывает всем о случившемся
и покорно сдает себя в руки властей. В «Коробейниках» ощутима двойная
полемическая направленность. С одной стороны, здесь урок
реформаторам-западникам, которые, направляя Россию по буржуазному пути, не считаются
с особой «формулой» русской истории, о которой говорил Пушкин. А с другой —
урок революционерам, уповающим на русский бунт и забывающим, что он бывает
«бессмысленным и беспощадным». |