В самом начале общественного подъема, после
смерти Николая I,
воцарения Александра II и поражения России в Крымской войне, выходит в свет поэтический
сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех.
«Восторг всеобщий. Едва ли первые поэ^ мы Пушкина, едва ли «Ревизор» или
«Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга», — сообщал поэту Н. Г.
Чернышевский. «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся», —
сказал Тургенев. Готовя книгу к изданию, Некрасов проделал большую работу, собирая
стихотворения «в один фокус», в единое, напоминающее мозаику художественное
полотно. Таков, например, цикл «На улице». Одна уличная драма сталкивается с
другой, другая сменяется следующей, вплоть до итоговой формулы: «Мерещится
мне всюду драма». Перекличка между сценками придает стихам обобщенный смысл:
речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о
«преступном состоянии мира», в котором существование возможно лишь на
унизительных условиях. В этих уличных сценках предчувствуется Достоевский,
предвосхищаются образы будущего романа «Преступление и наказание». |