Религиозно-этические взгляды писателя опираются как на фундамент
на учение об истинной жизни. Оно включает в себя заповеди Иисуса Христа из
Нагорной проповеди, приведенной в Евангелии от Матфея. Краеугольным камнем
программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу
насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием —
воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им,
способно в активном духовном противостоянии злу победить его. Толстой допускает,
что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на
это насилием. Но подобная ситуация — частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как
закон ее.
Зло современной общественной морали Толстой
видит в том, что правительственная партия, с одной стороны, и революционная —
с другой, хотят оправдать насилие разумными основаниями. На отступлениях от
норм нельзя строить правила жизни, нельзя формулировать ее законы.
К заповеди непротивления злу насилием примыкают
еще четыре нравственных закона: не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной
жизни; не клянись и не присягай никому и ни в чем; не мсти никому и не
оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды; помни: все
люди братья — и учись во врагах видеть доброе.
С позиций этих вечных нравственных истин Толстой
развертывает беспощадную критику современных ему общественных институтов:
церкви, государства, собственности и семьи. При этом Толстой берет из
Евангелия только нравственные заповеди Спасителя, отказывая Ему в Божественном
происхождении, считая воскресение и вознесение Христа мифом и вымыслом древних
народов. Но если Христос не богочеловек, то и церковь с ее таинствами теряет
всякий смысл. И Толстой приходит к полному отрицанию церкви, вызывая решение
Синода о его отлучении. Учение Толстого превращается в ересь, близкую к ереси
духоборов и других народных сект, с которыми писатель устанавливает духовные
связи. Особенно много последователей он находит в среде русской интеллигенции,
которая начинает объединяться в колонии и вести трудовой, земледельческий
образ жизни. |