Литература
Суббота, 19.08.2017, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 1 » А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»
23:30
А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

  В историю русской литературы А. С. Грибоедов (1795 1829) вошел как автор комедии «Горе от ума». Комедия еще в спис­ках стала известна всей читающей России. Цензурное запрещение только способствовало ее успешному распространению, ее переписывали, заучивали наизусть.

Действие комедии разворачивается накануне 1825 года, не­задолго до восстания декабристов. Поэтому основным конфлик­том становится столкновение и противостояние носителей ста­рого мировоззрения («века минувшего») и мировоззрения ново­го («века нынешнего»). Век «минувший» представляют в про­изведении не только Фамусов, Хлестова и другие немолодые персонажи. К ним тяготеет и новое поколение Молчалиных Скалозубов. Тип героя поколения декабристского склада пред­ставляет Александр Андреевич Чацкий. С его появления в 7 м явлении первого действия завязывается конфликт. Особенность конфликта в том, что он двойственный: социальный и любов­ный. Герой возвращается после трехлетнего странствования в Москву, в дом, где живет его возлюбленная Софья Фамусова и где его ждет «мильон терзаний» (И. А. Гончаров).

Чацкий — умен, «положительно умен» (И. А. Гончаров), он верит в преображающую силу ума и чувства. Противостоящие ему московские консерваторы умны умом своей среды. Состав­ляющее их «ума» — эгоизм, низкопоклонство, раболепство, карьеризм, практицизм, умение достичь цели любым путем. В комедии представлены разные типы ума, между представите­лями которых возникает сценический конфликт.

Чацкий противостоит всему старому миру фамусовской Моск­вы. Это просвещенный дворянин, знакомый с европейской куль­турой. В старомосковских традициях он отвергает то, что стало косным и отжившим. Он образован, остроумен, «говорит, как пишет». Это тип свободомыслящего человека. В фамусовской Москве он не нужен. Чацкий раздражает Фамусова своей не­практичностью, Софью — неприятием любимого ею Молчали


на, неумением жить, отрицанием московских нравов. Фамусов и его гости объявляют Чацкого сумасшедшим. Цель проста: сбить с гордеца спесь, лишить человека самоуважения, ведь он задел систему общественных ценностей.

В 21 м явлении третьего кульминационного действия подво­дится своеобразный итог свершившемуся. Клеветники торопятся достойно обосновать ложь: «Пил не по летам», потом следует усиление мотива «Шампанское стаканами тянул...» Наконец, Фамусов провозглашает: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина» Ум, ученье — общезначимые общественные враги. С этим соглашаются все гости дома Фамусова. Выясняется, что и двоюродный брат Скалозуба уже «в деревне книги стал читать», племянник Тугоуховской, профессора педагогического инсти­тута — все «умудрились не по летам». Фамусовский мир трево­жит новое, непонятное направление жизни, которое представ­ляет Чацкий. Горькая ирония Грибоедова заключается в том, что героя объявляют не вольнодумцем, смутьяном, «карбона ри», а именно сумасшедшим. Чацкий — герой антипод по от­ношению ко всем персонажам комедии, но ярче всего это про­тивостояние проявляется в образе Молчалина. Его девиз — «уме­ренность и аккуратность». Ум, по Молчалину, это скрытность и хитрость, подлость и практицизм. Молчалин, по словам Чац­кого, «дойдет до степеней известных».

Появившийся в последнем, четвертом акте Репетилов подчер­кивает одиночество Чацкого. Образ Репетилова — своеобразная пародия на Чацкого: он внезапно «с корабля на бал» появляется в доме Фамусова, он, как и Чацкий, влюблен, но во всех без разбо­ра, он тоже исповедует «завиральные идеи» и т. д. А. С. Пушкин сказал, что в Репетилове 10 характеров. Это и карьерист, и отча­янный игрок, гуляка и опошляющий идею персонаж. Репетилов демонстрирует возможность превращения идеи в моду.

Финал пьесы А. С. Грибоедова открытый: Чацкий покидает дом Фамусова, его дальнейший путь в неизвестность.

О комедии «Горе от ума» спорили и продолжают спорить. Новаторство Грибоедова, отступившего от классических кано­нов, сказалось в обновлении языка, многосторонности конфликта комедии, сложности и неоднозначности обрисовки характеров персонажей.

В истории русской литературы А. С. Грибоедов остался, как говорит В. Ф. Ходасевич, «человеком одной книги». В ней он показал раскол русского общества, выразившегося в противо­стоянии Чацкого и фамусовского круга. Грибоедов понимал иллюзорность, утопичность идей будущих декабристов. Сам автор комедии «во всем не похож на красноречивых и прекрас­нодушных героев десятых двадцатых годов, с их бурным, но, как правило, отвлеченным романтическим воодушевлением...» (Орлов Вл. Грибоедов. М., 1952. С. 140).

Пользовательский поиск
Просмотров: 1074 | Добавил: $Andrei$ | Теги: А. С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА» | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика