Литература
Четверг, 25.04.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 2 » А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
11:47
А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

   В начале XIX века рождается новый лиро-эпический жанр, который оказал огромное воздействие на литературу и на фор­мирование лиро-эпики как самостоятельного рода — «роман в стихах». Первым образцом «романа в стихах» был незавершен­ный «Дон Жуан» Д. Г. Байрона, хотя сам автор еще определял свое творение как поэму.

«Роман в стихах — это лиро эпический жанр, соединяющий в себе эпическое повествование о жизни в ее незавершенности и противоречивости с лирической оценкой отображаемого худо­жественного мира, определяющее отношение читателя к персо­нажам и событиям в романе, а также и к созданному автором художественному миру» (Ладыгин М. Б. Роды и жанры литера­туры: Книга для учащихся. М.: НОУ «Полярная звезда», 2001).

А. С. Пушкин, создавая «Евгения Онегина», почувствовал «дьявольскую разницу» между обычным романом и романом в стихах. Завершая роман, в 8 главе поэт писал:

Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне, И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал...

(VIII, Ь)

«Даль романа», его начало относится к 1823 году, а завер­шение — к Болдинской осени 1830 года, когда поэт скрупулез­но точно сосчитал время, ушедшее на его создание: «7 лет, 4 месяца и 17 дней».

Главные герои романа — представители дворянского круга: Ев­гений Онегин, вступающий в наследные права на имение умершего дядюшки; Владимир Ленский — помещик, юный поэт мечтатель, «с душою прямо геттингентской», то есть получивший образование

в Геттингентском университете в Германии, и Татьяна — старшая из сестер Лариных, выросшая в провинции, взращенная на фран­цузских романах и тесном общении со своей няней Филиппьевной.

«Евгений Онегин» — это роман в романе, что обусловлено лиро эпической природой произведения. Один план повество­вания — чисто эпический: судьбы главных персонажей романа. Другой — лирический, в котором присутствует еще один из главных персонажей романа — автор.

Несложный сюжет романа обрастает множеством социально исторических и культурных контекстов, что позволило В. Г. Бе­линскому назвать роман «энциклопедией русской жизни». В нем представлены панорама жизни русского дворянства, достаточно яркие картины жизни простого народа, жизнь обеих столиц — Москвы и Петербурга, и т. д. Условно сюжет можно разделить на две части:

     главы с первой по седьмую — история любви Татьяны к
Онегину. Параллельно развивается линия Ленского и Ольги;

     глава восьмая — возвратившийся из путешествия Онегин
и его любовь к Татьяне.

Кульминацией каждого из этих сюжетов служит письмо, а развязкой — ответ отповедь. Кульминацией всего сюжета ис­следователи традиционно считают сцену дуэли. Особое место занимает «Путешествие Онегина», которое сохранилось в от­рывках и хронологически предшествует появлению Онегина в Петербурге в 8 й главе.

Временные границы действия, проходящего в романе, — 1812— 1824 годы. В произведении изображены события, способствовав­шие эволюции Онегина. В первой главе показано его монотонно однообразное существование в Петербурге, вызвавшее в нем со­стояние, которое автор охарактеризовал как «русская хандра». Затем под воздействием иного ритма деревенской жизни, любви Татьяны, дружбы с Ленским, убийства последнего на дуэли Оне­гин уезжает из мест, «где окровавленная тень ему являлась каж­дый день». В 8 й главе в Петербурге появляется уже другой Оне­гин, способный ждать свидания, любить...

Когда Татьяна отвергает его любовь, он стоит «как будто гро­мом поражен». Финал романа принципиально открытый. Чита­телю предстоит размышлять, что «станет с Онегиным потом» (В. Г. Белинский), исходя из логики развития данного образа.

«Страницы нежные романа» связаны с образом «русской душою» Татьяны Лариной. Самый выбор поэтом простонарод­ного имени своей героини замечателен. Внешнего портрета Та­тьяны в романе нет. Она не отличались

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной...

(II, XXV)

Автор говорит об одиночестве любимой героини, которая «в се­мье родной казалась девочкой чужой»... Татьяна не играла в кук­лы, «были детские проказы ей чужды». Зато «страшные рассказы» доброй няни Филиппьевны «пленяли сердце ей». Автор показыва­ет, что Татьяна впитывала золото народной нравственности.

Сразу влюбившись в Онегина, Татьяна пишет ему письмо, признаваясь в своем чувстве. Ее письмо «соткано» из реминис­ценций из сентиментальных романов, которые составляли круг чтения героини, но чувство Татьяны искренне и глубоко. В ро­мане ей предстоит пройти путем горьких разочарований из за безответной любви, драматических переживаний, связанных со смертью жениха Ольги — Ленского. Постепенно наступает про­зрение по поводу глубинной сущности ее избранника. В пророче­ском сне, в котором переплетены легендарные, лирические, ска­зочно мифологические, балладные, романные, обрядовые моти­вы, она видит Евгения среди клыкастых, рогатых чудовищ.

Окончательное прозрение Татьяны происходит в доме Онеги­на, когда она после отъезда своего возлюбленного посещает его наследный «замок», читает его книги. «Чудак печальный и опас­ный, / Созданье ада иль небес...» — таким предстает теперь в сознании героини ее избранник. Главное открытие Татьяны в Онегине автор обозначает словами «подражанье», «пародия». Онегин — «москвич в гарольдовом плаще», в нем все не свое, заемное. Его поведение — следование байроновским образцам.

После смерти Ленского Татьяна уступает просьбам матери, уезжает в Москву, «на ярмонку невест», выходит замуж за бое­вого генерала, который в «сраженьях изувечен». На светском рауте в Петербурге (8 я глава) ее встречает Евгений и не узнает:

Она была нетороплива... Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.

(VIII, XIV)

Своей простотой, естественностью и одновременно величием она покорила светский Петербург:

К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей; Девицы проходили тише Пред ней по зале...

(VIII, XV)

Татьяна не отвечает на письмо, на преследование Онегина. В эпизоде их последней встречи она искренне признается: «Я вас люблю (к чему лукавить?)». Татьяна говорит о своей верности мужу: «Я другому отдана, я буду век ему верна». Ф. М. Достоев­ский, оценивая ее поступок, восклицает: «Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза... разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа... Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим? Нет; чистая русская душа решает вот так: «Пусть, пусть я одна лишусь счастья... но не хочу быть счастливою, загубив другого!» (Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей Российской словесности во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве).

Хранение чистоты брака, соблюдение супружеской вернос­ти — один из величайших жертвенных подвигов человека, по­тому Ф. М. Достоевский усматривал в позиции Татьяны высо­кий нравственный смысл. Великий критик В. Г. Белинский порицал Татьяну за последние слова о долге. Автор, описывая героиню, утверждал, что в следовании долгу, чести, верности самой себе проявляется ее свободная воля, потому она и «сидит покойна и вольна».

Татьяна А. С. Пушкина олицетворяет Россию почвенную, на­родную, Онегин — западническую, а между ними сюжетно, компо­зиционно, идейно — стена непонимания и отчуждения. «Драма главных героев обусловлена все нарастающим конфликтом и не­выраженностью этого конфликта в действии: друзья стреляются, любящие расстаются», — полагает д р пед. наук В. Г. Маранцман (Маранцман В. Г. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в школь­ном изучении. М.: Просвещение, 1983. С. 129). Пушкин показы­вает исторически обусловленное несоответствие сознания дворян­ской интеллигенции традиционному народному сознанию.

Автор оказывается счастливее своих героев. Образ автора осо­бенно важен в рамках «свободного романа». В пространстве лиро эпического произведения авторские лирические отступления, оценки, комментарии естественны. Сквозь призму образа автора появляется возможность увидеть жизнь шире, ведь целая сфера русской жизни закрыта для его героев: Татьяна не знала русской литературы, Онегин не любил театра и т. д. Автор, как считает Г. А. Гуковский, — самый центральный персонаж, проведенный через весь роман и объединяющий его. Он «материализован», имеет биографию. Прообразом автора поэта является сам автор романа А. С. Пушкин. Без образа автора, его лирических отступ­лений немыслимо представить роман, без него он просто распал­ся бы, хотя среда, формировавшая Онегина, влияла на самого поэта. Но он поднялся над этой средой и осудил ее в роман становится лирическим дневником поэта. В авторском мире противоречия героев оказываются разрешимы, там суще­ствует гармония, отношения между автором и миром необык­новенно широки. В обыденной жизни автор усматривает мо­менты чуда. Удивительно личностно он воспринимает события общенациональной значимости, восторгаясь патриотическим подвигом москвичей:

Нет, не пошла Москва моя

К нему (Наполеону. — Авт.) с повинной головою...

Трагическому кругообороту жизни автор придает значение семейного дела. Постоянное присутствие автора делает возмож­ной мысль: между человеком и миром возможна гармония.

Гениальное создание А. С. Пушкина лиро эпический роман «Евгений Онегин» нуждается в неоднократном перечитывании и осмыслении. В этом вам поможет дополнительная литература.

Просмотров: 2336 | Добавил: $Andrei$ | Теги: А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика