А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В начале XIX века рождается новый лиро-эпический жанр, который оказал
огромное воздействие на литературу и на формирование лиро-эпики как самостоятельного рода
— «роман в стихах». Первым образцом «романа в стихах» был незавершенный «Дон Жуан» Д. Г.
Байрона, хотя сам автор еще определял свое творение как поэму.
«Роман в стихах — это лиро эпический жанр, соединяющий в себе эпическое
повествование о жизни в ее незавершенности и противоречивости с лирической оценкой
отображаемого художественного мира, определяющее отношение читателя к персонажам и событиям в
романе, а также и к созданному автором художественному миру» (Ладыгин М. Б. Роды и
жанры литературы: Книга для учащихся. М.: НОУ «Полярная звезда», 2001).
А. С. Пушкин, создавая «Евгения Онегина», почувствовал «дьявольскую
разницу» между обычным романом и романом в стихах. Завершая роман, в 8 главе поэт писал:
Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в
смутном сне Явилися впервые мне, И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно
различал...
(VIII, Ь)
«Даль романа», его начало относится к 1823 году, а завершение — к Болдинской
осени 1830 года, когда поэт скрупулезно точно сосчитал время, ушедшее на его
создание: «7 лет, 4 месяца и 17 дней».
Главные герои романа — представители дворянского круга: Евгений Онегин,
вступающий в наследные права на имение умершего дядюшки; Владимир Ленский — помещик,
юный поэт мечтатель, «с душою прямо геттингентской», то есть получивший
образование
в
Геттингентском университете в Германии, и Татьяна — старшая из сестер Лариных,
выросшая в провинции, взращенная на французских романах и тесном общении со своей
няней Филиппьевной.
«Евгений Онегин» — это роман в романе, что обусловлено лиро эпической
природой произведения. Один план повествования — чисто эпический: судьбы
главных персонажей романа. Другой
— лирический, в котором присутствует еще один из главных персонажей романа — автор.
Несложный сюжет романа обрастает множеством социально исторических и
культурных контекстов, что позволило В. Г. Белинскому назвать роман
«энциклопедией русской жизни». В нем представлены панорама жизни русского
дворянства, достаточно яркие картины жизни простого народа, жизнь обеих столиц —
Москвы и Петербурга, и т. д. Условно сюжет можно разделить на две части:
•
главы с первой по седьмую — история любви Татьяны к
Онегину. Параллельно развивается линия Ленского и Ольги;
•
глава восьмая — возвратившийся из путешествия Онегин
и его
любовь к Татьяне.
Кульминацией каждого из этих сюжетов служит письмо, а развязкой — ответ отповедь. Кульминацией
всего сюжета исследователи традиционно
считают сцену дуэли. Особое место занимает «Путешествие Онегина»,
которое сохранилось в отрывках и хронологически предшествует появлению Онегина
в Петербурге в 8 й главе.
Временные границы действия, проходящего в романе, — 1812— 1824 годы. В
произведении изображены события, способствовавшие эволюции Онегина. В первой
главе показано его монотонно однообразное существование в Петербурге, вызвавшее
в нем состояние, которое
автор охарактеризовал как «русская хандра». Затем
под воздействием иного ритма деревенской жизни, любви Татьяны, дружбы с Ленским, убийства последнего на
дуэли Онегин уезжает из мест, «где
окровавленная тень ему являлась каждый
день». В 8 й главе в Петербурге появляется уже другой Онегин, способный ждать свидания, любить...
Когда Татьяна отвергает его любовь, он стоит «как будто громом поражен». Финал романа принципиально
открытый. Читателю предстоит размышлять,
что «станет с Онегиным потом» (В. Г.
Белинский), исходя из логики развития данного образа.
«Страницы нежные романа» связаны с образом «русской душою» Татьяны
Лариной. Самый выбор поэтом простонародного имени своей героини замечателен. Внешнего портрета Татьяны в романе нет. Она не отличались
Ни красотой сестры
своей, Ни
свежестью ее румяной...
(II, XXV)
Автор говорит об одиночестве любимой героини, которая «в семье родной казалась
девочкой чужой»... Татьяна не играла в куклы, «были детские проказы ей чужды». Зато
«страшные рассказы» доброй няни Филиппьевны «пленяли сердце ей». Автор показывает, что Татьяна
впитывала золото народной нравственности.
Сразу влюбившись в Онегина, Татьяна пишет ему письмо, признаваясь в своем
чувстве. Ее письмо «соткано» из реминисценций из сентиментальных романов, которые
составляли круг чтения героини, но чувство Татьяны искренне и глубоко. В романе ей
предстоит пройти путем горьких разочарований из за безответной любви,
драматических переживаний, связанных со смертью жениха Ольги — Ленского. Постепенно
наступает прозрение по поводу глубинной сущности ее избранника. В пророческом сне, в котором
переплетены легендарные, лирические, сказочно мифологические, балладные, романные,
обрядовые мотивы, она видит Евгения среди клыкастых, рогатых чудовищ.
Окончательное прозрение Татьяны происходит в доме Онегина, когда она
после отъезда своего возлюбленного посещает его наследный «замок», читает его книги.
«Чудак печальный и опасный, / Созданье ада иль небес...» — таким предстает
теперь в сознании
героини ее избранник. Главное открытие Татьяны в Онегине автор обозначает словами
«подражанье», «пародия». Онегин — «москвич в гарольдовом плаще», в нем все не
свое, заемное.
Его поведение — следование байроновским образцам.
После смерти Ленского Татьяна уступает просьбам матери, уезжает в Москву,
«на ярмонку невест», выходит замуж за боевого генерала, который в «сраженьях изувечен».
На светском рауте в Петербурге (8 я глава) ее встречает Евгений и не узнает:
Она была нетороплива... Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на
успех, Без
этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было
в ней.
(VIII, XIV)
Своей
простотой, естественностью и одновременно величием она покорила светский
Петербург:
К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися
ниже, Ловили
взор ее очей; Девицы проходили тише Пред ней по зале...
(VIII, XV)
Татьяна не отвечает на письмо, на преследование Онегина. В эпизоде их
последней встречи она искренне признается: «Я вас люблю (к чему
лукавить?)». Татьяна говорит о своей верности мужу: «Я другому отдана, я буду век
ему верна». Ф. М. Достоевский, оценивая ее поступок, восклицает: «Высказала она
это именно
как русская женщина, в этом ее апофеоза... разве может человек основать
свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в
высшей гармонии духа... Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою
душой, с
ее сердцем, столько пострадавшим? Нет; чистая русская душа решает вот так:
«Пусть, пусть я одна лишусь счастья... но не хочу быть счастливою, загубив
другого!» (Ф. М. Достоевский. Речь
о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей Российской словесности во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве).
Хранение чистоты брака, соблюдение супружеской верности — один из величайших жертвенных
подвигов человека, потому Ф. М. Достоевский
усматривал в позиции Татьяны высокий
нравственный смысл. Великий критик В. Г. Белинский порицал Татьяну за последние слова о долге. Автор,
описывая героиню, утверждал, что в следовании долгу, чести, верности самой себе проявляется ее свободная воля, потому
она и «сидит покойна и вольна».
Татьяна А. С. Пушкина олицетворяет Россию почвенную, народную, Онегин —
западническую, а между ними сюжетно, композиционно, идейно — стена непонимания и
отчуждения. «Драма главных героев обусловлена все нарастающим конфликтом и невыраженностью этого
конфликта в действии: друзья стреляются, любящие расстаются», — полагает д р пед.
наук В. Г. Маранцман (Маранцман В. Г. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в
школьном
изучении. М.: Просвещение, 1983. С. 129). Пушкин показывает исторически
обусловленное несоответствие сознания дворянской интеллигенции традиционному
народному сознанию.
Автор оказывается счастливее своих героев. Образ автора особенно важен в рамках
«свободного романа». В пространстве лиро эпического произведения авторские лирические
отступления, оценки, комментарии естественны. Сквозь призму образа автора появляется
возможность увидеть жизнь шире, ведь целая сфера русской жизни закрыта для его
героев: Татьяна не знала русской литературы, Онегин не любил театра и т. д.
Автор, как считает Г. А. Гуковский, — самый центральный персонаж, проведенный через весь роман и
объединяющий его. Он «материализован», имеет биографию. Прообразом автора поэта
является сам автор романа А. С. Пушкин. Без образа автора, его лирических
отступлений
немыслимо представить роман, без него он просто распался бы, хотя среда, формировавшая Онегина,
влияла на самого поэта. Но он поднялся над
этой средой и осудил ее в роман становится лирическим дневником
поэта. В авторском мире
противоречия героев оказываются разрешимы, там существует гармония, отношения
между автором и миром необыкновенно широки. В обыденной жизни автор
усматривает моменты чуда.
Удивительно личностно он воспринимает события общенациональной значимости, восторгаясь патриотическим подвигом москвичей:
Нет, не пошла Москва
моя
К нему (Наполеону. — Авт.)
с повинной головою...
Трагическому кругообороту жизни автор придает значение семейного дела.
Постоянное присутствие автора делает возможной мысль: между человеком и миром возможна
гармония.
Гениальное создание А. С. Пушкина лиро эпический роман «Евгений Онегин»
нуждается в неоднократном перечитывании и осмыслении. В этом вам поможет дополнительная
литература. |