В 1840-х годах у Толстого сложился свой взгляд
на отечественную историю, своя концепция ее, связанная с романтическими,
христианскими убеждениями поэта. Согласно этим убеждениям существует Божий
замысел о России, который для нее непреложен, но от которого она отклоняется
в своем историческом пути. Этот замысел, этот идеал Святой Руси отчетливо
наметился на заре нашей истории в Киевский ее период. Затем последовало
отступление от него, связанное с монголо-татарским нашествием, наложившим свою
трагическую печать как на Московский, так и на Петербургский периоды нашей истории. В отличие от
славянофилов Толстой не идеализировал Московскую централизованную
государственность, видя в ней продолжение ханского деспотизма и самовластия.
Черными красками описывал Толстой правление Ивана Грозного. Но и к современному
государству российской бюрократии, особенно окрепшей в годы царствования
Николая I, Толстой питал нескрываемое отвращение. Его
идеалом была аристократическая боярско-княжеская республика, где все
государственные вопросы решались «на миру», где великий князь не обожествлял
себя и не противопоставлял своим подданным, где чувство рыцарской чести
определяло все его действия и поступки. Толстой идеализировал вечевой строй
древнего Новгорода, но делал это иначе, чем декабристы, которые видели в нем
проявление народовластия. Толстой же считал новгородское вече образцом «республики
в высшей степени аристократической». Вслед за Пушкиным Толстой видел в
дворянской аристократии с древними родовыми корнями опору государственности. Он
с тревогой воспринимал ее оскудение, ее вытеснение служилой бюрократией.
Отрицал он и славянофильскую идею русской самобытности, полагая, что в золотой
период своей истории, в эпоху Киевской Руси, русская национальная культура и
государственность имели европейский характер, что русские князья вступали в
кровное родство с великокняжескими дворами Западной Европы и Скандинавии. Это
единство основывалось на общем для России и Западной Европы индоевропейском
происхождении народов, на родственных генетических корнях, проявляющихся в их
языке и фольклоре.
В исторических балладах Толстой широко
использовал сюжеты «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Как
писал исследователь творчества Толстого И. Г. Ямпольский, «две черты автора
«Истории государства Российского» были особенно близки Толстому: дидактизм,
морализация, с одной стороны, и психологизация исторических деятелей и их
поступков — с другой. Исторические процессы и факты Толстой рассматривал с
точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к
далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему». Ведь Божий замысел о
России, как полагал Толстой, не складывался в ходе ее исторического развития, а
предшествовал ему как норма и образец, к которому наша страна должна
стремиться. Он оставался и останется вечным и неизменным на все времена.
В исторической балладе «Василий Шибанов» этому
идеалу верен не взбунтовавшийся князь Курбский и не государь Иван Грозный, а
человек из народа, простой слуга Василий Шибанов. В основу сюжета баллады
положено предание из «Истории государства Российского» Карамзина: «Первым
делом Курбского было изъясниться с Иоанном: открыть душу свою, исполненную
горести и негодования. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю;
усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное и сдержал
слово: подал запечатанную бумагу самому государю в Москве, на Красном крыльце,
сказав: «От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича».
Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим; кровь лилася из язвы;
слуга, стоя неподвижно, безмолвствовал. Иоанн оперся на жезл и велел читать
вслух письмо Курбского... Иоанн выслушал чтение письма и велел пытать вручителя,
чтобы узнать от него все обстоятельства побега, все тайные связи, всех
единомышленников Курбского в Москве. Добродетельный слуга, именем Василий
Шибанов... не объявил ничего; в ужасных муках хвалил своего отца-господина;
радовался мыслию, что за него умирает».
Однако в балладе Толстого Василий Шибанов
умирает не за отца-господина Андрея Курбского, как у Карамзина, а за Святую
Русь. Простой человек из народа духовно возвышается как над своим господином,
так и над грозным царем. «Именно этому скромному рабу суждено дать урок царю,
забывшему о своем долге перед подданными, и посрамить князя, принесшего
верного слугу в жертву — «за сладостный миг укоризны», — замечает Л. М. Лотман.
— Оба антипода политической борьбы, изображенной в балладе, не только
характеризуются одними и теми же чертами (злобой, гордостью, честолюбием
одержимы как Иоанн, так и Андрей Курбский), оба они находятся в одинаковом положении
— царь окружен почетом и раболепным поклонением, Курбскому в Литве «всяк...
честь воздает», но обоих не радует почет, и действия их носят сходный
характер: Курбский, не задумываясь, губит, как и царь, своего верного слугу.
Чисто человеческое отношение к царю и к Курбскому (недаром царь говорит о
Шибанове: «Ты не раб, а товарищ и друг»), свобода от интересов личного успеха и
славы подымают Шибанова над сильными мира сего...» Он живет и умирает с мыслью
о Боге и Святой Руси. |