Яким Нагой
В третьей главе «Пьяная ночь» праздничный пир достигает
кульминации. Атмосфера бесшабашного горласто-праздничного разгула постепенно
становится драматически напряженной, взрывоопасной. То тут, то там вспыхивают
ссоры. Ожидается грозовое разрешение, разрядка. Она происходит в финале
«Пьяной ночи». Самим движением народного мира подготовлено появление из его
глубины сильного крестьянского характера, Якима Нагого.
Он предстает перед читателем как сын матери
сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта
излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой
отрезанный», «рука — кора древесная, а волосы — песок». Яким не поддакивает барину,
Павлуше Веретенникову. Он мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим
промыслом, поживший в городах. У него есть свое, крестьянское чувство чести и
достоинства. В ответ на упрек Веретенникова в пьянстве Яким дерзко обрывает
барина: «Постой, башка порожняя! / Шальных вестей, бессовестных / Про нас не
разноси!»
Отстаивая трудом завоеванное чувство
крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к
народу: «Работаешь один, / А чуть работа кончена, / Гляди, стоят три дольщика:
/ Бог, царь и господин!» За этими словами — сознание важности труда хлебороба
как первоосновы, как источника жизни всех сословий русского общества. Наконец,
в устах Якима о народной душе слышится грозное предупреждение: «У каждого
крестьянина / Душа что туча черная — / Гневна, грозна — и надо бы / Громам
греметь оттудова, / Кровавым лить дождям, / А все вином кончается».
Пока все вином кончается, но Яким предупреждает,
что «придет беда великая, как перестанем пить», что парни и молодушки «удаль
молодецкую про случай сберегли». И народный мир отзывается на предостережеудалой и согласной песней: «Притихла вся
дороженька, / Одна та песня складная / Широко, вольно катится, / Как рожь под
ветром стелется, / По сердцу по крестьянскому / Идет огнем-тоской!..»
Яким Нагой в споре с
Веретенниковым уточняет понятие «честь». Оказывается, что честь чести
рознь. Крестьянская «честь» расходится с дворянской. История, случившаяся с
ним, ставит под сомнение и собственнический, денежный критерий счастья. Во
время пожара Яким бросается в избу спасать любимые им картиночки, а
жена его — иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о
богатстве, скопленном тяжелым трудом. Сгорел дом — «слились в комок целковики».
Картиночки да иконы дороже целковых, хлеб духовный выше хлеба земного. |