Литература
Понедельник, 23.10.2017, 09:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1134
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 2 » МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)
22:30
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

(Алексей Максимович Пешков)

(1868-1936)

ПОЛОЖЕНИЯ МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Прочесть два-три рассказа М. Горького; в школе обычно изуча­ются «Макар Чудра», «Старуха Изергилъ»; прочесть один из романов М. Горького это может быть роман «Мать» или «Дело Артамоновых». Знать содержание и особенности конфлик­та пьесы, «На дне». Публицистика М. Горького, основные выво­ды из сборника статей «Несвоевременные мысли». Основные факты жизни и творчества М. Горького. Вклад в становление литературы нового времени, влияние на новую культуру.

Понятия, которые важно усвоить в связи с изучением твор­чества А.  М. Горького:

     мировоззренческие и художественные особенности роман­
тической прозы Горького начала 90-х годов;

     драматургическое новаторство Горького в пьесе «На дне»,
мечта о нравственном преображении человека.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)

А. М. Горький родился в Нижнем Новгороде. Первое произве­дение — рассказ «Макар Чудра». К концу 90-х годов Горький уже известен как самобытный художник. Рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», романы «Фома Гордеев» «Мать», драма «На дне» — наиболее известные произведения дореволюцион­ного творчества Горького. Отношения Горького с новой влас­тью были противоречивы. События октября и то, что происхо­дило после, Горький принял трагически, видя, как уничтожа­ется национальная культура. «Несвоевременные мысли», кни­га публицистических статей, развела Горького с большевика­ми. Он пытается спасти оставшуюся в стране интеллигенцию от гонений и голода, организуя для этого различные учреждения, но вынужден уйти отовсюду, столкнувшись с сопротивлением советских чиновников. С 1921 по 1928 год находится за грани-


цей. После возвращения заканчивает работу над многотомным сочинением «Жизнь Клима Самгина». Последние годы жизни фактически находится под домашним арестом, несмотря на сбли­жение со Сталиным и Ягодой. Умирает при невыясненных об­стоятельствах. Похоронен в Москве.

даты жизни и творчества

1868 год, 28 марта — родился Алексей Пешков, будущий писа­тель Максим Горький.

1892 год — начало систематических литературных занятий. Публикация первого рассказа «Макар Чудра».

1899 год — публикация романа «Фома Гордеев». К Горькому приходит мировая известность. В этом же году и начале 1900-х знакомство и сближение с выдающимися деятелями русской культуры — писателями, художниками, актерами — И. Е. Ре­пиным, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым.

1902 год — избирается почетным академиком, но так как нахо­дится под подозрением у правительства, по распоряжению императора Николая II выборы признаны недействительны­ми. В этом же году в Московском художественном театре поставлена пьеса Горького «На дне».

1906—1913 годы — эмиграция в связи с угрозой ареста после революционных событий 1905 года, сначала в Америку, за­тем в Италию, на остров Капри.

1917, апрель—1918, май — публикация статей «Несвоевремен­ные мысли».

1921-1928 годы — живет за границей, Чехии, Германии, затем Италии. Заканчивает автобиографическую трилогию («Дет­ство», «В людях», «Мои университеты»), пишет роман «Дело Артамоновых», работает над «Жизнью Клима Самгина».

1936 год — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) умер.

мировоззренческие и художественные особенности

РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ГОРЬКОГО НАЧАЛА 90~Х ГОДОВ

Начало творчества М. Горького ознаменовано тем, что он от­казывается от традиционных литературных жанров и пишет сказки, — ив выборе жанра проявилось его стремление вы­рваться за «мещанские» привычки жизни, показать жажду­щего жизни, свободного, не стесненного условностями быта че­ловека. Конфликт этих произведений состоит в том, что его романтический герой противостоит скучной повседневности, разрушает сонное прозябание, исполнен могучей энергией ду­шевных порывов и обречен на трагическую гибель — так сильно столкновение мечты и стремления к Прекрасному с равноду­шием и страхом перед жизнью.


В основе одного из таких произведений— рассказе «Стару­ха Изергиль» — размышления молодого Горького о смерти и бессмертии, о смысле человеческого существования. Рассказ построен на противопоставлении двух героев — Ларры и Дан-ко. Смысл этого противопоставления в романтической мысли о том, что тот, кто считает себя первым на земле и способным повелевать всем, получив бессмертие, мечтает избавиться от него — оно дает только страдание, если нет возлюбленной, ма­тери, родного племени, а тот, кто взрастил в себе неиссякаемую любовь к людям и готов пожертвовать жизнью ради того, что­бы вытеснить из их сознания страх, жестокость, невежество, и после гибели обретает бессмертие.

Романтической является и форма, в которую Горький облек эту мысль. Описание вольного пространства, благоухающей ночи, прекрасных людей, таинственных теней, ползущих по земле, и голубых искр от сердца Данко высоко в небесах исполнено гар­монии, дополняет мечту Горького о возвышенности человече­ских устремлений.

драматургическое новаторство,

мечта о нравственном преображении человека в пьесе «на дне»

В пьесе «На дне» Горький обратился к жанру философской дра­мы. Внешнее действие связано с любовным треугольником: Пепел — Наташа — Костылевы. Однако основой драматургиче­ского конфликта пьесы является внутреннее действие, и связан он с образами Луки и Сатина, но не со столкновением характе­ров, а со столкновением мировоззренческой позиции относи­тельно того, что есть человек, какова его ценность, уровень его свободы, высота его духа. Недаром герои пьесы — ночлежни­ки, люди дна, чье социальное значение сведено до минимума — «все слиняло, один голый человек остался» (такие люди впер­вые стали героями театрального действия). Горький утвержда­ет мысль о том, что «голый человек» в силах преодолеть путы бессмысленного существования. В каждом из людей дна живет мечта — о честной трудовой жизни, о чистой любви, о семье, творчестве и надежда, что однажды это сбудется. Как можно помочь этому человеку?

Много советов дал ночлежникам Лука — его образ, так же как и образ Сатина, самый значительный в пьесе — с ним свя­зана идея произведения. Но по сути он обманул — обстоятель­ства жизни и духовное бессилие ночлежников не дают им вы­рваться со дна жизни. Однако под влиянием драмы, разыграв­шейся в ночлежке, — убийства Костылева, обвинения в нем Пепла и ухода Наташи, — в них просыпается чувство собствен­ного достоинства. Объединенные реплики четвертого акта как бы представляют путь возрождения: «...ведь зачем-нибудь я


родился» (Барон), «закон новый» надо дать душе (татарин), Клещ требует правды, Сатин отстаивает право и возможности челове­ка: «Все — в человеке, все для человека». В момент соединен­ности ночлежников, зарождения их братства — они начинают вместе петь — приходит известие о смерти Актера, и реплика Сатина: «Испортил песню, дурак», — звучит в данном контек­сте символически: Актер сдался раньше времени.




Пользовательский поиск
Просмотров: 1528 | Добавил: $Andrei$ | Теги: МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика