Литература
Пятница, 26.04.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 17 » Матрена Тимофеевна
17:16
Матрена Тимофеевна


«Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворян­ского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смер­ти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не при­способленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь восприни­мается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия: «Легко вздохнули странники: / Им после дворни ноющей / Красива показалася / Здоровая, поющая / Тол­па жнецов и жниц...» В центре этой толпы, воплощая в се­бе лучшие качества русского женского характера, предста­ла перед странниками Матрена Тимофеевна: «Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо».

Явлен тип «величавой славянки», крестьянки средне­русской полосы, наделенной сдержанной и строгой красо­той, исполненной чувством собственного достоинства. Этот тип не был повсеместным. История жизни Матрены Тимо­феевны подтверждает, что он формировался в условиях от­хожего промысла, в краю, где большая часть мужского на­селения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась вся тяжесть крестьянского труда, вся мера ответственнос­ти за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независи-

мый, привыкший везде и во всем полагаться на собствен­ные силы.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического пове­ствования. «Крестьянка», — замечает Н. Н. Скатов,— единственная часть, вся написанная от первого лица. Од­нако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Го­лос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. По­тому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава «До замужества» — не просто пове­ствование, а как бы совершающийся на наших глазах тра­диционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам/ снаряжаются», «Спасибо жаркой баенке», «Велел родимъш батюшка» и другие ос­нованы на подлинно народных. Таким образом, рассказы­вая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказыва­ет о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве».

И в этой способности войти в положение разных людей, пережить одновременно со своей жизнь других проявляет­ся широкая и щедрая душа талантливой русской крестьян­ки, умеющей переноситься сердцем в другого человека, брать на себя чужие страдания и чужую боль. По-своему обращается Матрена Тимофеевна и с духовным богатством народа — с фольклором. Иногда мы слышим из ее уст го­товые народные песни, но чаще всего она «примеривает» традиционные фольклорные образы на себя, индивидуали­зируя и творчески используя их. Мотивы традиционных крестьянских плачей вплетаются в речь Матрены Тимофе­евны, как краски, сходящие с палитры художника на ин­дивидуально неповторимое живописное полотно. Некрасов показывает, как устное народное творчество живет, обнов­ляется и одновременно участвует в формировании одарен­ной личности. Примечательно, что образ Савелия в поэме тоже дан глазами Матрены Тимофеевны. Все, что мы узнаем об этом герое,— ее рассказ.
Просмотров: 3564 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Матрена Тимофеевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика