Уроки любви нанесли глубокие раны не только
душе, но и уму Базарова. Они привели к кризису его односторонние,
вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две
бездны: одна — загадка его собственной души, которая оказалась сложнее, глубже,
бездоннее, чем он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает. От
микроскопа героя потянуло к «телескопу», от инфузорий — к звездному небу над
головой.
«Черт знает, что за вздор! — признается Базаров
Аркадию. — Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним
разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит
свою жизнь». За «нигилистическим» возмущением — внутреннее смятение Базарова
перед неудержимой силой нравственных чувств и духовных порывов. К чему
придумывать человеку поэтические тайны, зачем тянуться к утонченным переживаниям,
если он всего лишь жалкий атом во Вселенной, слабое биологическое существо,
подверженное естественным законам увядания и смерти? Положение песчинки, атома,
находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не
удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над
равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания.
Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни,
опровергающие его прежний, упрощенный взгляд на человека и мир, — не пустяки.
Начинается глубокий кризис веры героя в низменную, физиологическую сущность
человека. Прежнее убеждение, что люди подобны деревьям в лесу, давало Базарову
возможность смотреть на мир оптимистически. Оно вселяло уверенность, что нет
нужды вникать в душу каждого человека в отдельности. Люди все одинаковы:
исправьте общество — болезней не будет.
Любовь к Одинцовой пробудила в Базарове
тревожные сомнения: может быть, точно всякий человек загадка? «Ненавидеть! —
восклицает он. — Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего
старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда
достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и
всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего
мужика, Филиппа или Сидора... Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух
расти будет; ну, а дальше?»
По существу, здесь с предельной остротой
ставится вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности и
подвергаются критике идеи прогресса. Стоит ли будущая белая изба, будущее
материальное благоденствие смерти хотя бы одного
человеческого существа? Такие же вопросы будут преследовать и героев
Достоевского — от Раскольникова до Ивана Карамазова. Стоит ли будущая мировая
гармония одной лишь слезинки ребенка, упавшей в ее основание? Кто оправдает
бесчисленные человеческие жертвы, которые приносятся во благо грядущих поколений?
Могут ли считаться нравственными цветущие и благоденствующие будущие
поколения, если они, упиваясь гармонией, забудут, какой жестокой и
бесчеловечной ценой она куплена? А если не забудут — значит, не будут
благоденствовать и не будет никакой гармонии...
Тревожны и глубоки те вопросы, к которым
пробивается смятенный Базаров. И эти вопросы делают его душевно богаче, щедрее
и человечнее. Слабость Базарова в другом: в усиленном стремлении уйти от них, в
презрительной оценке их как чепухи и гнили, в попытках согласиться на малое,
втиснуть себя и окружающее в узкие рамки «научных» закономерностей. Делая это,
Базаров раздражается, все более и более надламывается, становится непоследовательным
и вздорным в общении с Аркадием. Он грубо обходится с ним, как бы вымещая на
друге свою внутреннюю тревогу и боль: «Ты нежная душа, размазня... Ты робеешь,
мало на себя надеешься». Ну, а у самого Базарова нет нежности в душе и робости
перед красотой Одинцовой? «Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет —
ты об этом не догадался до сих пор!» Но разве у Базарова с некоторых пор не
появилось принципа, во имя которого он решил сладить с собою, со своим
«романтизмом » |