Литература
Понедельник, 23.10.2017, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1134
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 2 » н. в. гоголь «РЕВИЗОР»
11:19
н. в. гоголь «РЕВИЗОР»

н. в. гоголь

«РЕВИЗОР»

   Прося у А. С. Пушкина сюжет для комедии, Н. В. Гоголь писал 7 октября 1835 года: «Сделайте милость, дайте сюжет: духом будет комедия и, клянусь, куда смешнее черта». Премьера коме­дии «Ревизор» состоялась в императорском Александрийском театре в Санкт Петербурге 19 апреля 1836 года. Н. В. Гоголь был недоволен интерпретацией его пьесы, хотя успех был очевиден.

   Сюжет комедии прост. Чиновники уездного города, напу­ганные известием о предстоящей проверке, приняли за столич­ного ревизора случайно задержавшегося в их городе мелкого чиновника Хлестакова. Пьеса начинается с сообщения Город­ничего о «пренеприятном известии» — это завязка комедии. Все первое действие — экспозиционное. Перед читателем развер­тывается панорама жизни уездного города, где попраны все за­коны, царит беспорядок.   Чиновники: судья Ляпкин Тяпкин, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Штекин, городничий Сквозник Дмухановский и другие — обсуждают, какие меры надо принять, чтобы не открылись злоупотребления и служеб­ное хищничество.

   Во II действии появляется петербургский чиновник Хлеста­ков. Из характеристики, данной ему слугой Осипом, зритель узнает, что Хлестаков — коллежский регистратор («елистра тишко»), то есть чиновник самого низкого, 14 го класса. Они задержались в уездном городе, потому что Хлестаков «профин­тил дорогой денежки» и сейчас находится в бедственном поло­жении, не будучи способен заплатить даже за постой. В бедную гостиничную комнату с клопами приходит перепуганный Го­родничий, чтобы попытаться поправить ситуацию. Встреча Хлестакова и Городничего (явление 8, II действие) основывает­ся на приеме «квипро кво». Латинское сочетание дш рго ^ио значит «кто вместо кого». Этот художественный прием исполь­зуется для изображения путаницы, когда одного героя прини­мают за другого или неправильно понимают слова собеседника. Хлестаков напуган посещением высокого начальства и пытает­ся оправдаться, Городничий же. заранее ожидавший увидеть грозного ревизора, дрожит и сам боится наказания. Комизм ситуации основан на том, что дрожат, не зная истинного поло­жения вещей, оба персонажа. Положение выправляется, когда Хлестаков принимает предложенную Городничим взятку, дан­ную под предлогом помощи проезжающим. Действие продол­жается по традиционному для приема высоких гостей сцена­рию. Н. В. Гоголь создает образ абсурдного города, где проез­жающему «ревизору» показывают «благополучные» училища, врут про непостроенные церкви, процветающие богоугодные заведения. Осмотр города завершается приемом в доме город­ничего. 5 е, 6 е явления III действия комедии — ее кульмина­ция. Традиционно эти эпизоды называют «сценой вранья» Хле­стакова. Подогретый спиртным, подзуживаемый лестью, Хлес­таков безудержно врет, рассказывая о своем высоком служеб­ном положении в Петербурге. На глазах зрителя «растет» и «надувается» привидение: «Я сам себя знаю, сам!., я везде, вез­де!» В Хлестакове Гоголь открыл типическое явление — хлес­таковщину. Хлестаковщина — общечеловеческое свойство, это ложь, в самом существе человека сидящая, когда тот не замеча­ет, что он лжет. Это ложь, основанная на гордыне, тщеславии, самомнении, самолюбовании. Это попытка представить себя не тем, что ты есть на самом деле. Обман в «Ревизоре» стал возмо­жен именно потому, что все персонажи по своей природе Хлес­таковы, живут в мире горделивого воображения, не замечая собственных грехов и преувеличивая достоинства.

   Действие движется к развязке: чиновники дают Хлестакову взятки, сам Хлестаков уезжает, предварительно посватавшись к дочери Городничего.

   В V действии Хлестакова нет на сцене. Свой триумф празд­нуют Городничий и его жена, они рассуждают о том, как они будут жить в Петербурге, какие награды последуют им в новом служебном качестве.

   Очень своеобразна развязка комедии. Она не в 8 м явлении, когда читают задержанное почтмейстером письмо Хлестакова в Петербург. Если бы здесь был финал, то обличение носило бы социальный характер. Развязка и не в «явлении последнем», когда появляется не поименованный в перечне действующих лиц мистический персонаж — Жандарм. С его появлением возника­ет мотив Страшного Суда. Страшный Суд — Второе Пришествие Христа — случится неожиданно, тогда все предстанут перед Ре­визором, Которого обмануть невозможно. Развязка — в «немой сцене», когда, нарушая бытовую достоверность, действие «пере­ключается» в иную поэтику и персонажи замирают в определен­ных позах. Во второе издание комедии Н. В. Гоголь включил реплику Городничего: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». Второму же изданию Гоголь, усиливая идею комедии, предпо­слал эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Идея зеркала — суть «немой сцены». Зритель, по мысли автора, дол­жен был увидеть в замеревших перед ним персонажах собствен­ное отражение. Н. В. Гоголь хотел потрясти зрителя с целью покаяния и преображения. Произойдет ли «ревизия» в душе читателя зрителя — об этом больше всего заботился автор.

   «Гоголь был не только великим художником: он был учите­лем нравственности, и христианскими подвижником, и мисти­ком... По новому звучат для нас слова его Завещания: "Будьте не мертвые, а живые души"» (К. В. Мочульский).


Пользовательский поиск
Просмотров: 953 | Добавил: $Andrei$ | Теги: н. в. гоголь «РЕВИЗОР» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика