Но жизнь оказывается сложнее и мудрее
идеологически одержимых, исступленных слепцов, рано или поздно она
восторжествует над ними. «Солгал-то он бесподобно, — говорит Раскол ьникову
следователь Порфирий Петрович, — а на натуру-то и не сумел рассчитать». Заметим,
что и в ходе преступления, и после него нравственное сознание героя
остается спокойным. Даже на каторге «совесть его не нашла никакой особенно
ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со
всяким может случиться». Теория деления людей на «властелинов» и «тварей» цепко
держится в его уме, контролирует его сознание почти безраздельно. Почему же
тогда герой идет предавать себя, почему сознается в преступлении? На явку с
повинной его толкает не разум, а какие-то другие силы, к которым нужно
присмотреться внимательно.
На следующее утро после преступления героя
вызывают в полицейскую контору. Его охватывает отчаяние, «цинизм гибели». По
дороге он готов признаться в убийстве: «Встану на колена и все расскажу». Но,
узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, Раскольников ощущает прилив
радости, которая в глазах окружающих непонятна и подозрительна. Когда порыв
радости проходит, Раскольников смущается своей опрометчивостью. Ведь в нормальном
состоянии он вел бы себя иначе и никогда не позволил бы «интимностей» в
разговоре с полицией. Радость мгновенно сменяется чувством страха. Герой
начинает замечать на себе вопросительные взгляды представителей закона и
испытывает внутреннее замешательство. Подозрительность разрастается,
превращаясь в мучительное чувство одиночества, отчужденности от людей: «Теперь,
если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его,
то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого
слова, до того вдруг опустело его сердце».
Совершив убийство, Раскольников отрезал себя от
людей. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее
беспощадной власти, не выдерживает отчужденной позиции. Вопреки убеждениям и
доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается
вернуть утраченные душевные связи. Но поведение героя невольно воспринимается
со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за
сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в
рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы,
вырваться из подполья, из пустоты одиночества.
Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть
неизбежных подозрений. «Язык» фактов, материальные последствия преступления герой
уничтожил, но он не может спрятать от людей «язык» души. Желание чем-то
заполнить душевный вакуум начинает принимать уже болезненные, извращенные
формы. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как
отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссыхающей душе звон
колокольчика, который в момент преступления так испугал его.
Чувство преступности порождает катастрофическую
диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми. Эта диспропорция
касается и внутреннего мира Раскольникова: болезненная подозрительность
возникает у него и по отношению к самому себе, возбуждает постоянную
рефлексию, бесконечные сомнения. В поисках выхода из нее и возникает странная
тяга Раскольникова к следователю Порфирию. В «поединке» с Раскольниковым
Пор-фирий выступает чаще всего как мнимый антагонист: спор со следователем —
отражение спора героя с самим собой.
Достоевский показывает трагедию актерства
Раскольникова, тщетность его попыток проконтролировать поведение, «рассчитать»
самого себя. «Этому тоже надо Лазаря петь... и натуральнее петь! — думает он по
дороге к Порфирию Петровичу. — Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно
ничего не петь. Нет, усиленно было бы опять ненатурально... Ну, да там
как обернется... посмотрим... сейчас... хорошо или не хорошо, что я иду?
Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!»
Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с
помощью допроса по форме нельзя, по части логической «казуистики» он силен.
Героя подводит другое — внутреннее ощущение своей преступности. Поэтому
Порфирий смело открывает перед ним свои психологические расчеты: «Что такое:
убежит! Это форменное; а главное-то не то... он у меня психологически не
убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то! Он по закону природы у меня не убежит,
хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он
все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила
станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях,
затревожит себя насмерть!.. И все будет, все будет около меня же круги давать,
все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и
проглочу-с, а это уж очень приятно-с, хе-хе-хе! Вы не верите?» |