Вслед за «Поэтом и гражданином», являвшимся
своеобразным вступлением, в сборнике шли четыре раздела из тематически
однородных и художественно тяготеющих друг к другу стихов: в первом — стихи о
жизни народа, во втором — сатира на его недругов, в третьем — поэма «Саша», в
четвертом — интимная лирика, стихи о дружбе и любви. Внутри каждого раздела
стихи располагались в продуманной последовательности. Первый раздел сборника
напоминал поэму о народе и его грядущих судьбах. Открывалась эта «поэма»
стихотворением «В дороге», а завершалась «Школьником». Стихи перекликались друг
с другом. Их объединял образ дороги, разговоры барина в первом стихотворении —
с ямщиком, в последнем — с крестьянским мальчуганом.
Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам,
действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это
сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с недоверием относится и к
просвещению и в нем видит пустую господскую причуду:
На какой-то натрет все глядит Да читает какую-то
книжку... Иногда страх меня, слышь ты, щемит, \ Что погубит она и сынишку: ) Учит грамоте, моет, стрижет...
И вот в заключение раздела снова тянется дорога
— «небо, ельник и песок». Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в
первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный
переворот:
Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты
идешь...
Знаю: батька за сынишку Издержал последний грош.
Тянется дорога, и на наших глазах изменяется,
светлеет крестьянская Русь. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у
Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл: он усиливает
ощущение перемены в духовном мире крестьянина.
Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям,
которые « совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь
изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На
избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели
колокольчики под дугой, звучали разгульные песни ямщиков. В начале своего
стихотворения «В дороге» поэт именно об этом и напоминает читателю: Скучно!
Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель,
запой Про рекрутский набор и разлуку...
Но сразу же, круто, решительно, он обрывает
обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом
стихотворении? Конечно же речь ямщика, начисто лишенная привычных
народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась
в стихи. Какие же новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой
необычный, «приземленный» подход к изображению народа?
Заметим: в народных песнях и в берущей от них
начало «дорожной» поэзии предшественников Некрасова речь, как правило, идет об
«удалом ямщике», «добром молодце», «красной девице». Все, что с ними случается,
приложимо к любому человеку из народа. Песня воспроизводит события и характеры
общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует в первую очередь
личность крестьянина. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое.
Каждый герой в лирике Некрасова — личность со своим характером и своей
индивидуальной судьбой. «Да, — сказал он однажды, — я увеличил материал,
обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян... Лермонтов, кажется, вышел бы на
настоящую дорогу, то есть на мой путь, и, вероятно, с гораздо большим
талантом, чем я, но умер рано... Передо мной никогда не изображенными стояли
миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда!»
В
первом разделе поэтического
сборника 1856 года определились не только пути движения и
роста народного
самосознания, но и формы
изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге» — это начальный этап:
здесь лирическое «я» Некрасова еще в значительной степени отстранено от
сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора — тоже.
Но по мере того как в народной жизни поэту открывается высокое духовное содержание,
преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое
«многоголосье». Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении
«Школьник»:
— Ну, пошел же, ради Бога! Небо, ельник и песок
— Невеселая дорога... Эй! садись ко мне, дружок!
Чьи мы слышим слова? Русского дворянина, едущего
по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей?
По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.
В свое время Достоевский в речи о Пушкине
говорил о «всемирной отзывчивости» русского национального поэта, умевшего
чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур.
Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушивается к
народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта, характерам
людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и
в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического
«многоголосья».
Именно благодаря этой отзывчивости Некрасову
удалось схватить в емком поэтическом обобщении всю глубину и многосложность
народного характера, всю амплитуду его колебаний, весь его широкий размах. На
почве крестьянской жизни Некрасов совершил художественное открытие, которое на
материале жизни и судьбы своих интеллектуальных героев осуществил Достоевский.
Таков, например, ревниво любимый Достоевским некрасовский «Влас»:
Брал с родного, брал с убогого, Слыл
кощеем-мужиком; Нрава был крутого, строгого... Наконец и грянул гром!
Роздал Влас свое имение, Сам остался бос и гол И
сбирать на построение Храма Божьего пошел...
Ф. М. Достоевский, возводя образ некрасовского
Власа в общенародный и общенациональный символ, в «Дневнике писателя»
утверждал: «Некрасов, создавая своего великого Власа, как великий художник, не
мог и вообразить его себе иначе, как в веригах, в покаянном скитальчестве.
Черта эта в жизни народа нашего — историческая, на которую невозможно не
обратить внимания, даже и потому только, что ее нет более ни в одном
европейском народе».
С этого стихотворения собственно и начинается то
преклонение поэта перед народной правдой, которое ценил в нем Достоевский: «В
служении сердцем своим и талантом своим народу он находил все свое очищение
перед самим собой. Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних
стихов. В любви к нему он находил свое оправдание. Чувствами своими к народу он
возвышал дух свой». |