После «Крестьянки» в поэме намечается новый
поворот в направлении народных поисков. Внимание странников переключается от
персональных «счастливцев» к народному миру в целом. На вопрос: «О чем же вы
хлопочете?» — странники отвечают не привычной формулой спора, а совсем иной:
«Мы ищем, дядя Влас, / Непоротой губернии, / Непотрошеной волости, / Избыткова
села!» Теперь у Некрасова предстанет в движении и развитии, в духовном становлении
и росте не отдельная народная индивидуальность, а собирательный образ
крестьянского мира.
В «Последыше» мужики Больших Вахлаков разыгрывают
после реформы «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись
посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех
полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и
крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет
осталось в фактической зависимости от господ. В начале «Последыша» вновь
звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства: «Прокосы широчайшие! — /
Сказал Пахом Они-симыч.— / Здесь богатырь народ!» / Смеются братья Губи-ны: /
Давно они заметили / Высокого крестьянина / Со жбаном — на стогу; / Он пил, а
баба с вилами, / Задравши кверху голову, / Глядела на него». Перед нами скульптурная
группа, олицетворяющая неистощимую силу и мощь крестьянского мира. Но в резком
контрасте с этим мажорным вступлением оказывается поведение мужиков, играющих
шутовскую роль добровольных рабов выморочного князя Утятина, напоминающего
Лихо Одноглазое.
Вначале эта «камедь», эта фальшивая игра в
покорность вызывает улыбку читателя. Тут есть и артисты вроде мнимого
бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего в назначенную ему миром
роль: «Отцы!» — сказал Клим Яковлич / С каким-то визгом в голосе, / Как будто
вся утроба в нем / При мысли о помещиках / Заликовала вдруг...»
Но чем долее продолжается игра, тем чаще
возникает сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение
подтверждается словами Пахома—«не только над помещиком, привычка над
крестьянином сильна» — и поведением вахлаков. Вот мужики идут смотреть «камедь»,
которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но встают «почтительно поодаль
от господ». Вот Клим входит в раж и произносит очередную верноподданническую
речь, но у дворового вместо смеха «слезы катятся по старому лицу». А рядом с
этими непроизвольными проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по
призва-
нию и убеждению. Да и самый главный шут Клим
Лавин в минуту откровения говорит: «Эх, Влас Ильич! где враки-то? / Не в их
руках мы, что ль?..»
Наконец, комедия превращается в трагедию и
завершается смертью человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством
собственного достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются
над помещиком, то вскоре выясняется, что они унижают самих себя. Против мужиков
оборачивается их наивная вера в «гвардейцев черноусых», посуливших за вахлацкую
комедию поемные луга. Умирает Последыш, «А за луга поемные / Наследники с
крестьянами / Тягаются доднесь...».
«Пир на весь мир» — продолжение «Последыша»: после
смерти князя Утятина вахлаки справляют «поминки по крепям». Однако в «Пире...»
изображается иное состояние вахлацкого мира. Это уже проснувшаяся и разом
заговорившая народная Русь. В праздничный\пир духовного пробуждения
вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит
суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. Далеко
не однозначны эти песни на всенародной сходке. Иногда они контрастны по
отношению друг к другу, как, например, рассказ «Про холопа примерного — Якова
верного» и легенда «О двух великих грешниках». |