Повесть-хроника Лескова продолжает и развивает
тему народной судьбы, поставленную в «Соборянах». Ахиллу Десницына сменяет в
ней крестьянин Иван Северьянович Флягин. Судьба этого героя более драматична,
потому что он бесправный крепостной человек и потому что лишен умного
наставника, каким для Ахиллы был отец Савелий. Но и Флягин чувствует некую
предопределенность всего, что случается с ним: будто кто-то за ним следит и
направляет
его жизнь сквозь все непредсказуемые случайности
и зигзаги судьбы. Одиночество героя не безусловно: это странник не простой, а
«очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт христианский смысл. От рождения
герой принадлежит не самому себе. Это обещанный Богу ребенок, вымоленный
матерью Ивана.
В душу Флягина заложен христианский
«генетический» код, определяющий границу свободы его действий и поступков.
Жизнь Ивана выстраивается по известному православному канону, заключенному в
молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По
образу жизни своей — это странник, ни к чему земному, материальному в этой
жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские
недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на
служение Богу и народу.
По художественному заданию повести за
очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен
ее православно-христианской верой. Через частную судьбу Ивана Флягина Лесков
выводит повествование хроники на всероссийский простор. Жизнь героя — это цепь
злоключений, да таких, что о каждом мог бы выйти целый роман. Чего стоит реестр
профессиональных превращений Ивана: он форейтор, разбойник, беглый холоп,
нянька, пленник, конэсер, укротитель лошадей, ходатай по торговым делам,
солдат, чиновник, актер, монах! Столь же размашист географический масштаб его
скитаний — Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Каспий,
Астрахань, Курск, Кавказ, Петербург, Корела, Соловки...
Общенациональное звучание образа Ивана Флягина
во всех перипетиях его жизни очень важно почувствовать и удержать в процессе
чтения повести Лескова. Автор постоянно, иногда прямо, а чаще косвенно,
настраивает читателя на эту волну. По внешнему облику герой напоминает
русского богатыря Илью Муромца. Да и главные профессии Флягина — форейтор и
конэсер — не случайно связаны с лошадьми. Богатырь в старорусских былинах
немыслим без надежного друга — верного, хотя иногда и строптивого коня. И если
Иван Северьянович в пылу укротительства приговаривает: «Стой, собачье мясо, песья
снедь», — то невольно вспоминается гнев Ильи Муромца на богатырского коня: «Ах
ты, волчья сыть да травяной мешок». Неуемная жизненная сила Флягина, требующая
выхода и прорывающаяся иногда в безрассудных поступках, сродни характеру
былинного Святогора, которому не с кем силушкой помериться: «А и сила-то по
жилочкам так живчиком и переливается, / Грозно от силушки, как от тяжкого
бремени». Эта силушка играет у героя повести в истории с монахом, в поединке с
молодцеватым офицером, в битве с богатырем татарином — «на перепор».
Проявляющееся в ней далеко не безопасное озорство сближает Ивана Флягина и с
другим героем богатырского эпоса — Василием Буслаевым: «Ударил он старца во
колокол /Аи той-то осью тележною— / Качается старец, не шевельнется».
В русской критике конца XIX — начала XX века упрекали Лескова в нарушении эстетической
меры, в пренебрежении жанровыми формами литературы, в отсутствии единства его
произведений. Н. К. Михайловский, например, писал в 1897 году по поводу
«Очарованного странника»: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое
замечательное из произведений Лескова, но в нем особенно бросается в глаза
отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно
говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая
бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а
можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».
Попробуем внести в суждения Михайловского
необходимые уточнения и поправки. Ключевую роль в повествовании у Лескова
играет образ самого рассказчика — человека яркого, эмоционального и
увлекающегося, в котором, как в Ахилле Десницыне, «тысяча жизней горит». Перед
глазами читателя проходит вся панорама жизни Флягина. За ее хаотической неупорядоченностью,
пестротой и калей-доскопичностью стоит рассказчик, русский человек, не знающий
меры, все принимающий с «пересолом», во всем хватающий через край.
В самом начале исповеди Лесков подчеркивает
несколько раз простодушие героя, лишенного тщеславия и не озабоченного тем,
как он выглядит в глазах окружающих. Он стремится лишь «обнять» всю «обширную
протекшую жизненность», отдаваясь воспоминаниям, заново переживая пройденный
путь. Удивляет его бескорыстие, способность отдаваться всем впечатлениям бытия.
В характере Фляги-на-рассказчика проступают знакомые нам черты народного
сказителя с присущим эпическому мироощущению своеобразием. Вспомним
определение рассказчика в эпосе, данное Г. Д. Гачевым: исследователь
сравнивает повествователя с ребенком, шествующим по кунсткамере мироздания,
очарованным полнотою и многообразием бытия. Ради этой полноты и красоты мира
Божия Флягин жертвует целеустремленностью. Он увлекается, допускает всевозможные
уклонения и отступления от главного к второстепенному. Мир в его рассказе
выглядит неупорядоченным и неожиданным, полным всяческих сюрпризов, лишенным прямолинейного движения. Полагают, что ключевой
темой повести является эволюция героя-повествователя, его неуклонный рост и
становление.
Однако содержание произведения этой темой никак
не исчерпывается, так как Флягин-рассказчик не хочет и не может отделить свою
судьбу от «всей протекшей жизненности», которая его пленит и увлекает.
Характер Ивана не вмещается в границы «частной» индивидуальности, «частного
человека», героя повествования в классической форме повести или романа.
Исповедь героя все время вырывается за эти узкие для нее рамки и границы, ибо
в его характере проступает ярко и отчетливо общенациональная судьба.
Флягин — русский национальный характер, представленный
Лесковым в процессе его незавершенного движения и развития, изображенный не
только в его относительных итогах, но и в еще не развернувшихся потенциальных
возможностях. Неспособность Ивана обнять свою «обширную жизненность» свидетельствует
о богатстве этих возможностей, еще не схваченных характером героя, еще не
вызревших и не вошедших в итог и результат. Наблюдая становление характера
Флягина в повести, все время чувствуешь, как Лесков уводит твое внимание в
сторону, сбивает повествование с прямых на окольные пути. Так писатель дает
нам почувствовать полноту живой жизни героя, далеко превосходящую в своих
возможностях то, что в ней на сегодня оформилось, вызрело до цветка и плода.
Ключом к разгадке тайны русского национального характера
является художественная одаренность Ивана Флягина. Он воспринимает мир как
поэт, в целостных и живых образах. Он не способен анализировать себя, свои
поступки, ему чуждо отвлеченное теоретизирование. Ответ на вопрос о смысле
человеческого бытия Флягин дает не в отвлеченной формуле, а в образной,
художественной притче, в талантливо рассказанной истории своей жизни.
Художественная одаренность Флягина вытекает из
его православно-христианского мироощущения. Он искренне верует в бессмертие
души и в земной жизни человека видит лишь пролог к жизни вечной. У него
отсутствует привязанность к земным благам: «Я нигде места под собой не
согрею». Если целью странствий Одиссея является земной дом, то конечной
пристанью Флягина оказывается монастырь — дом Божий. Православная вера
позволяет Ивану смотреть на жизнь бескорыстно. Она воспитывает в нем дар
созерцания, являющийся основой эстетического восприятия. Взгляд героя на
жизнь широк и полнокровен, так как не ограничен ничем узко-прагматическим и
утилитарным. Флягин чувствует красоту в единстве с добром и правдой. В его
любовном приятии жизни совершенно отсутствует эгоизм, затемняющий чистые
источники любви, — потому картина жизни, развернутая им в рассказе, как Божий
дар, полнокровна, ярка, празднично прекрасна.
С православием связана и другая особенность
внутреннего ^мира Флягина: во всех своих действиях и поступках герой
руководствуется не разумом, а велением сердца, эмо-циональным побуждением. Как
русский сказочный Иванушка, Флягин обладает мудростью сердца, а не разума, он
одарен особой нравственной интуицией, которая оказывается порой «умнее»
хладного рассудка и трезвого расчета. В этом смысл торжества героя над
дрессировщиком и укротителем животных англичанином Рареем. У Ивана нет ни
специальных стальных щитков, ни надлежащего костюма, ни научной методики, в
соответствии с которой предпринимаются действия по укрощению дикого коня. Он
садится на норовистое животное верхом в простых шароварах, держа в одной руке
татарскую нагайку, а в другой — горшок с жидким тестом. Разбивая горшок о
лошадиную голову, замазывая тестом глаза, Иван Флягин озадачивает своенравную
глупость животного — и одерживает победу. Наделенный художественной интуицией,
герой проникает в душу непокорного животного, понимает сердцем его крутой
нрав, ощущает причину его преждевременной гибели: «Гордая очень тварь был,
поведением смирился, но характера своего, видно, не смог преодолеть».
С юных лет влюблен Иван в жизнь животных, в
красоту природы. Все вокруг он воспринимает с радостным изумлением,
эмоциональной возбудимостью. Но Лесков не скрывает, что могучая сила
жизненности, не контролируемая сознанием, приводит героя к ошибкам, имеющим тяжелые
последствия. Что явилось побудительной причиной убийства ни в чем не повинного
монаха? Острое чувство красоты, освежающего и бодрящего душу простора: «А у
монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся и подчищена, и по краям
саженными березами обросла, и от тех^ берез такая зелень и дух, а вдаль полевой
вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и
вскрикнул, а кричать, разумеется, без пути нельзя, так я держусь, скачу...»
Тут-то именно монах и подвернулся, и дал повод выходу переполнивших душу героя
жизнерадостных чувств, выплеснувшихся целиком в нерасчетливое форейторское
озорство, в рискованное ухарство.
Лескову дорого в народе живое чувство веры, но,
оставаясь только на интуитивном уровне, оно непрочно, не застраховано от
опасных срывов в бездну темных разрушительных страстей. Таковы запои Флягина,
его периодические «выходы» и безумные погружения в хмельной угар. Это
слабости, ставшие, по Лескову, русским национальным бедствием. Вспомним, по
каким приметам убежавший из татарского плена Флягин узнает своих людей: «Я лег
для опаски в траву и высматриваю: что за народ такой?.. Гляжу, крестятся и
водку пьют, — ну, значит, русские!»
Эмоциональная избыточность, ускользая от
контроля разума, очень часто уводит Флягина в темный лес фантазии, и герой
начинает блудиться в нем, путая воображаемое с реальностью. Он так и не может
определить, например, состоялось ли его последнее свидание с Грушей в
действительности или вся эта история — плод его разгоряченного воображения:
«Тут я далее и сам мыслями растерялся: точно ли я спихнул Грушу в воду, или
это мне тогда все от страшной по ней тоски сильное воображение было?» Да и
слушатели «впервые заподозрили справедливость его рассказа и хранили довольно
долгое молчание».
«Сердце — корень, а если корень свят, то и ветви
святы», — говорит один из отцов восточной церкви Исаак Сирин. Сердце у Ивана
золотое, корень его свят, а вот ветви предстоит еще наращивать. Русскому
национальному характеру в изображении Лескова явно не хватает мысли, воли и
организации. Оставаясь при интуитивно-эмоциональных истоках, он излишне
«переменчив», внушаем, легковерен, склонен поддаваться эмоциональным воздействиям
и влияниям. Его вера на уровне непросветленного дисциплиной мысли сердечного
инстинкта от грядущих испытаний не охранена, от губительных уклонов не застрахована.
У героя есть здоровое «зерно», плодотворная
первооснова для живого развития. Это зерно — православие, посеянное в душу
Ивана в самом начале его жизненного пути матерью, пошедшее в рост с
пробуждением совести в образе являющегося к нему пострадавшего от его озорства
монаха. Но зерно в нем пока еще только прорастает, и характер Ивана на этой
основе еще только складывается в ходе трудного роста, искушений и испытаний.
Определяет этот рост артистическая натура Ивана, называющего себя «восхищенным
человеком». Не рассудок, а инстинкт красоты движет и ведет его по жизни.
Сперва эта эстетическая одаренность проявляется
в его пристрастии к коням, в бескорыстном любовании их красотой и
совершенством. Причем Иван не только поэт в душе, но и одаренный рассказчик,
талантливо передающий свое восхищение образным, поэтическим словом. Вот его
рассказ о кобылице Дидоне: «Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки
пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие, как хочет, так и дышит; гривка
легкая; грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в
белых чулочках легких, и она их мечет, как играет». В татарском плену это
чувство красоты укрепляется в тоске по родимому краю, принимает ярко выраженные
христианские черты: «Эх, а дома-то у нас теперь в деревне к празднику уток,
мол, и гусей щипят... и отец Илья, наш священник, добрый-предобрый старичок,
теперь скоро пойдет он Христа славить... Ах, судари, как это все с детства
памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, и станет вдруг
загнетать на печенях, что где-то ты пропадаешь, ото всего этого счастия
отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый,
и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку,
чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видел, и начнешь
молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами
протает и где слезы падали — утром травку увидишь».
Никакого зла на татар Иван не держит, понимает и
оправдывает их даже и тогда, когда они его «подщетинили». Но войти в чужую
жизнь, слиться с ней, позабыть о православной Руси, о своей христианской вере
Иван не может. Он душой не прирастает ни к татарским женам, ни к детишкам и не
почитает их своими: «Да что же их считать, когда они некрещеные-с и миром не
мазаны». И жалеть-то их Ивану некогда: тосковал он, очень домой хотелось.
«Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается
монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
Испытания плена одухотворяют строй мыслей и
чувств Ивана новой формой бескорыстной любви к России, которую не могут
поколебать никакие обиды от своих земляков: ни равнодушие к его судьбе
заехавших однажды в степь православных миссионеров, ни жестокое решение батюшки
Ильи отрешить его от святого причастия, ни приказ графа отодрать плетьми на
конюшне.
После бегства из плена, возвращения на родину
поворотным событием в жизни героя станет встреча с высшим типом человеческой
красоты, открывшейся ему в цыганке Груше: «Вот она, — думаю, — где настоящая-то
красота, что природы совершенство называется... это совсем не то, что в лошади,
в продажном звере».
Давно было замечено, что вся история
взаимоотношений князя и его слуги Ивана с цыганкой Грушей повторяет историю
любви Печорина к красавице Бэле в пересказе слуги Печорина Максима Максимыча
из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Но внешнее сходство ситуаций
допускается Лесковым специально, чтобы подчеркнуть их
глубокое различие. Максим Максимыч у Лермонтова
— добродушный и жалостливый человек, сочувствующий Бэле и совершенно не
понимающий сложного характера Печорина. У Лескова же все наоборот. Иван Флягин
видит князя, своего хозяина, насквозь. С самого начала любовного романа князя
с Грушей Иван чувствует его обреченность и неизбежность драматического конца:
«Видите, мой князь был человек души доброй, но переменчивой. Чего он захочет,
то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в
те поры ничего он на свете за это не пожалеет, а потом, когда получит, не
дорожит счастьем. Так это у него и с этой цыганкой вышло... Знавши все эти его
привычки, я много хорошего от него не ожидал и для Груши, и так на мое и
вышло».
В отличие от Максима Максимыча Иван Северьянович
сам глубоко уязвлен красотой Груши. Причем его любовь к ней бесконечно
одухотвореннее, светлее и чище, чем поверхностное чувство князя, плененного
внешней красотой цыганки и совершенно глухого и равнодушного к ее душе. Быстро
пережив свое внешнее увлечение, капризно-чувственное, а потому и не
постоянное, сам князь, обращаясь к Ивану, признает его духовное превосходство
перед собой: «Ты артист, ты не такой, как я, свистун, а ты настоящий, высокой
степени артист, и оттого ты с нею как-то умеешь так говорить, что вам обоим
весело». Иван любит Грушу духовной любовью — братской, чистой и
самоотверженной. Понимая это, она тянется к нему, как сестра, за поддержкой и
опорой в трудную минуту своей жизни.
Трагическая судьба Груши всего его «зачеркнула».
Исчезло озорство и бездумное своеволие, появилась ответственность за свои
поступки: «Думаю только одно, что Гру-шина душа теперь погибшая и моя
обязанность за нее отстрадать». Любовь к Груше духовно подняла и пробудила
Ивана, открыла перед ним красоту самоотвержения, сострадания. Испытав глубокое
сочувствие к горю старичков, вынужденных отдавать в рекруты единственного сына,
Иван берет на себя его имя и уходит за него в солдатскую службу.
С этих пор смыслом жизни Ивана становится
желание помочь страдающему человеку, попавшему в беду. Его начинает мучить
совесть за бездумно прожитые годы. Даже совершив героический поступок, Флягин,
отвечая на похвалу командира, говорит: «Я, ваше благородие, не молодец, а
большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своем веку
много неповинных душ погубил».
В монастырском уединении русский богатырь
очищает свою душу духовными подвигами. Со свойственным его натуре артистизмом
и художественной жилкой он даже невидимый мир бестелесных духов переводит в
зримые образы, а затем вступает с ними в беспощадную борьбу. Пройдя через
аскетическое самоочищение, Флягин, в духе того же народного православия, как
его понимает Лесков, обретает дар пророчества, отзывающего богатыря за
монастырские стены на подвиг самоотверженной любви.
Читая житие святого Тихона Задонского, Иван
Флягин сердцем откликается на слова апостола Павла, явившегося к Тихону в
тонком сне: «Егда все рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу
всегубительство». А из русских газет праведник узнает, что «постоянно и у нас и
в чужих краях неумолчными усты везде утверждается повсеместный мир». Раз
сбывается пророчество апостола — Флягин исполняется страха за народ русский: «И
даны были мне слезы, дивно обильные!., все я о родине плакал». Предчувствует
Иван великие испытания, которые суждено пережить народу России, слышит
внутренний голос: «Ополчайтесь!» «Разве вы и сами собираетесь идти воевать? »
— спрашивают Флягина слушатели его долгой исповеди. — «А как же-с? — отвечает
герой. — Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется».
В «Очарованном страннике»
Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной
жизни тип «русского праведника». Есть общие черты, роднящие лесковских
праведников между собой. Всем им дорог христианский идеал деятельного добра
как верный путь к будущему спасению и вечной жизни. Все они понимают
христианское вероучение не в его отвлеченных, богословских тонкостях, а в
практическом добротолюбии и доброделании. С этим связан и социально-гражданский
характер их праведности: почтение к делам великих предков, стремление жить в
ладу со «старой сказкой». Эти люди не озабочены собой, им некогда подумать о
себе, так как их энергия уходит в заботу о ближних. Один из лесковских
праведников так и говорит: «Я не могу о себе думать, когда есть кто-нибудь,
кому надо помочь». |