20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отправился
в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки воле отца, желавшего видеть сына
в военном учебном заведении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав об
этом намерении, Алексей Сергеевич отправил сыну письмо с угрозой лишить его
всякой материальной поддержки. Но крутой характер отца столкнулся с решительным
нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один. Будущий поэт избрал для себя путь
тернистый, типичный скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего
себе дорогу.
• «Петербургскими мытарствами» называют обычно
этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было ;слишком много:
провал на экзаменах в университет, разнос в критике первого сборника
подражательных романтических стихов «Мечты и звуки», полуголодное существование,
наконец, поденная, черновая работа в столичных Журналах, работа ради куска
хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но с
накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже
опирающихся на острое чувство общественной несправедливости.
В ходе духовного возмужания судьба свела
Некрасова с человеком, которого он до конца дней своих считал своим учителем.
«Белинский, — вспоминал Некрасов, — видел во мне богато одаренную натуру,
которой недостает развития и образования. И вот около этого-то держались его
беседы со мной, имевшие для меня значение поучения».
В этот период критик переживал страстное
увлечение идеалами «нового христианства» — французского утопического
социализма, которые не только не противоречили, но органично врастали в
накопленный Некрасовым жизненный опыт, в широком и гуманном свете освещая его.
Утопические социалисты, впадая, конечно, в религиозную ересь, пытались
воплотить в практику жизни одну из главных христианских заповедей — «вера без
дел мертва» — и придать евангельским заветам Иисуса Христа активный,
действенный смысл. Общение с Белинским как бы воскресило в Некрасове «детски
чистое чувство веры», принятое от матери, и обогатило его энергией активного
христианского сострадания. В поучениях Белинского его привлекала не столько
теория, сколько «неистовая» устремленность к деятельному добру: «Кто способен
страдать при виде чужого страдания, кому тяжело зрелище угнетения чуждых ему
людей, тот носит Христа в груди своей». Белинский, а вслед за ним Чернышевский
и Добролюбов оказались близки Некрасову не столько своими революционными
теориями, которых он с ними не разделял, сколько жертвенно-духовным складом
ума и характера.
Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую
дорогу, создавая первые глубоко реалистические стихи с демократической
тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение
«В дороге» (1845). Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул: «Да
знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный!» В этот период религиозные
настроения Некрасова, открыто декларированные в романтическом сборнике «Мечты и
звуки», уйдут в глубокий подтекст. Он создает ряд произведений, в которых,
предвосхищая Достоевского, изнутри проникает в драму жизни обитателей
«петербургских углов», «маленьких людей» — мелких чиновников, нищих,
мастеровых, падших женщин, страдающих детей. В «Говоруне», стихотворном
монологе, написанном от лица чиновника Белопяткина, предвосхищается открытие
автора «Бедных людей»: намечается новый подход к освещению темы, в чем-то
полемический по отношению к гоголевской «Шинели». У Некрасова уже в стихах 1843
года этот человек обретает свой собственный голос, спешит выговориться,
познать самого себя. В отличие от «бессловесного» Акакия Башмачкина, герой
Некрасова — «говорун». «Говоруном» окажется и герой «Бедных людей» Достоевского
Макар Алексеевич Девушкин.
Некрасову уже ведомы все изломы и терзания, вся
гордыня униженной и страдающей души. В стихотворении «Пьяница» (1845) его
герой падает на жизненное дно отнюдь не из бедности самой по себе. Пьянством
он заглушает острое чувство уязвленной гордости, «томительное борение» души
и тоску незаурядного, не
востребованного миром ума. Бедняка соблазняет слава, мучает неудовлетворенное
чувство собственного достоинства, перерастающее в греховную гордыню. Трезвому бедная хата его кажется «еще
бедней», а «мать,
старуха бледная, еще бледней, бледней». Ему стыдно быть бедным, он ходит «как обесславленный, гнушаясь сам собой». По
существу, ведь это будущий Девушкин из «Бедных людей» или чиновник Го-лядкин
из «Двойника» Достоевского.
За внешней стуше-ванностью и забитостью Некрасов прозревает в герое «гордость
непомерную», «тайную злобу» на людей.
Стыдясь себя, своей бедности, он все время сравнивает свою долю с чужой,
воспринимая мир обидчивым, завистливым взглядом. Он и живет уже не с собой, а
предполагаемым чужим мнением о себе: «На
скудный твой наряд / С насмешкой неслучайною / Все, кажется, глядят». В
психологии этого социального изгоя Некрасов
обнаруживает преступные порывы,
ибо для человека гордого и униженного «все повод к искушению, все дразнит и
язвит, и руку к преступлению нетвердую манит». И причиной такого преступления
может стать, как потом у Раскольникова, не голод, а зависть, неутоленная,
ненасытимая гордость.
Белинский высоко оценил в Некрасове не только
поэтический талант, но и ярославскую деловитость и предприимчивость. Поэт
становится организатором литературного дела. В середине 1840-х годов он
собирает и публикует два альманаха — «Физиологию Петербурга» и «Петербургский сборник», в которых помещает произведения
писателей реалистической школы. С 1847 года в руки Некрасова и его друзей
переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, но потускневший после его
смерти. После закрытия «Современника» в 1866 году Некрасов берет в аренду
журнал «Отечественные записки» (1868) и до конца дней остается его редактором.
Поэт обладал редким художественным чутьем и стал первооткрывателем литературных
талантов: Толстого и Тютчева, Гончарова и Достоевского, целой плеяды
разночинцев-шестидесятников. |