В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни
знаменитый венский хирург, ни мучительная операция не могли замедлить
смертельной болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и
адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым
днем физические и духовные силы поэта. И мучаясь, превозмогая боль, он продолжает
работать и создает книгу стихов под названием «Последние песни».
Мотивы сомнения, разочарования, порой отчаяния и
хандры сменяются в «Последних песнях» жизнеутверждающими стихами.
Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н.
Викторова), преданный друг и жена поэта, к которой обращены лучшие его
помыслы. По-прежнему сохраняется у Некрасова тема материнства. В стихотворении
«Баюшки-баю» устами матери родина обращается к поэту с последней песней
утешения:
Не бойся горького забвенья: Уж я держу в руке
моей Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой родины твоей...
Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января
1878 года по новому стилю) в Петербурге. После заупокойной службы в большом соборе Новодевичьего монастыря
протоиерей о. Михаил (Горчаков) произнес свое слово о Некрасове. Под сводами
Божьего храма прозвучали строки из поэмы «Тишина». Отец Михаил назвал
Некрасова «печальником Русской земли» и сказал, что «страдальческая песня
покойного поэта» не была песнею «отчаяния и безнадежности». «В выразительных и
своеобразных звуках страдальческой поэзии народного печальника громко
раздаются сильные, могучие тоны крепкой надежды певца и русской народной веры в
истину, добро и правду». Несколько тысяч человек провожали его гроб до
Новодевичьего кладбища. А на гражданской панихиде вспыхнул исторический спор:
Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова с Пушкиным. Из толпы
радикальной молодежи раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» |