Своеобразие любовной лирики Некрасова
Как оригинальный поэт выступил Некрасов и в
заключительном, четвертом разделе поэтического сборника 1856 года: по-новому
он стал писать и о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать это
чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел
вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые
люди...»). В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой
героини, подчас своенравной и неуступчивой («Я не люблю иронии твоей...»). А
потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными:
духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла
мятежно...»).
Такое
непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни
героев. В стихотворении
«Застенчивость» робкий, неуверенный в
себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги
не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное
представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» —
горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике
внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще
всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются
продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки
Мармеладовой Достоевского в стихах
«Еду ли ночью
по улице темной...».
И хотя в «Записках из подполья» Достоевский
иронизирует над наивной верой в «прекрасное и высокое» лирического героя
стихов Некрасова «Когда из мрака
заблужденья...», эта ирония, даже
полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам
человека, стремящегося «выпрямить» и спасти
«падшую душу». «Спаситель» в
стихах Некрасова хорошо
знает психологию «падшей души»,
ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого
человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно
жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным
сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: «Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно
предана? / Толпы бессмысленному мненью / Ужель и ты покорена?»
По сути, перед нами женский вариант драмы
«маленького человека», униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой
души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, тоже
пригревшую «змею в груди». А лирический герой Некрасова своим активным и
пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.
Таким образом, успех поэтического сборника 1856 года
не был случайным: Некрасов заявил в нем о себе как самобытный поэт,
прокладывающий новые пути в литературе. |