Литература
Пятница, 29.03.2024, 20:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 17 » Тютчев и поколение «любомудров»
19:41
Тютчев и поколение «любомудров»


В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделе­ние Московского университета со степенью кандидата и бо­лее двадцати лет провел в Германии и Италии на диплома­тической службе. Но славу он себе стяжал на поэтическом поприще. В его лице наша литература обрела поэта-мысли­теля, одного из родоначальников русской философской лирики.

Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену после трагического поражения декаб­ристов. Энергии политического действия оно противопоста­вило энергию мысли и вошло в историю под именем «любомудров». Если декабристы были одержимы практи­ческой волей, то «любомудры» видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем делать рус­скую историю, нужно ее понять.

   В стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев назвал декабристов «жертвами мысли безрассудной», ибо их осво­бодительный порыв не опирался на глубокое знание Рос­сии:

Вас развратило Самовластье, И меч его вас поразил.

Основной объект критики Тютчева в этих стихах — «само­властье». Самодержавие и самовластие — явления диамет­рально противоположные. Самодержавие — монархическое правление, основанное на «симфонии» между властью свет­ской и властью духовной. Воля самодержца — «святая во­ля», если она согласована с высшим Божественным Зако­ном. Отрицание этой «симфонии» со стороны государства или со стороны общественного движения ведет к наруше­нию органического развития национальной жизни, которое сопровождается разрушительными катаклизмами.

Отдельный человек или группа лиц не должны проти­вопоставлять свою волю исторически сложившемуся на­правлению народной жизни. Тютчев вдохновляется мыслью о религиозном значении нации, ее традиционного своеобразия и ее особенных исторических задач. Нельзя механи­чески переносить западноевропейское политическое и соци­альное устройство на русскую почву, не считаясь с высо­кой ценностью коллективного народного сознания, «духа народа» как мистического целого. Обращаясь к декабрис­там, он говорит:

Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память для потомства, Как труп в земле, схоронена.

Тютчев отождествляет здесь политику Александра I с действиями декабристов, которые являются «детьми» госу­дарственного самовластия. Он полагает, что без серьезного национального самопознания любое политическое деяние, от кого бы оно ни исходило — от государственной власти или от оппозиционного общественного движения, — обер­нется на практике насилием над жизнью, самовластием и деспотизмом. Поэтому поколение Тютчева ушло из полити­ки в напряженную внутреннюю работу. Оно вырастило зер­но, из которого родилась самобытная русская мысль, — от Тютчева, А. Хомякова, И. Киреевского до В. Соловь­ева, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и П. Фло­ренского.

Длительное пребывание Тютчева в Германии не только не препятствовало, но и способствовало ускоренному созре­ванию русской мысли. Поэт оказался в Мюнхене, который назвали «германскими Афинами», городом Шеллинга, не­мецкого философа, с которым Тютчев был лично знаком. При Тютчеве здесь открылся университет, где Шеллинг на­чал свои знаменитые лекции.

Вселенная воспринималась Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к ми­ровой гармонии. Ступени природы от минеральных ве­ществ до явлений органических — органы Мировой Души, Бога. «Природа — это жизнь, — утверждал Шеллинг. — Мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа. Природа должна быть понята как зримый Дух, а Дух — как незримая при­рода». Мировая душа «постепенно формирует для себя гру­бую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи», — всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии.
Просмотров: 10626 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Тютчев и поколение «любомудров» | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика