Предвосхищая Достоевского, Тютчев ставит точный
диагноз болезни, поразившей европейское общество. В стихотворении «Наш век» он
видит причину распада личности в утрате религиозной веры:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит... Возникшая
в эпоху кризиса европейского гуманизма эпидемия неверия не только
распространяется по Западной Европе, но и угрожает любимой Тютчевым России.
Поэт считает, что в эпоху реформ и революций этой болезни России не избежать.
Но он же и предсказывает, что обуздает русский хаос «сердечное знание Христа»,
которое вслед за Тютчевым будет считать спасительным для русского человека и
Достоевский:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит, и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,—
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... |