ТРУДНЫЙ ВОПРОС
Кажется, читать и понимать стихотворение легко. Однако осо бенности
поэтической речи требуют от читателя особого чте ния, как можно более глубокого
проникновения в настроение и чувства автора, понимания переживаемого им. Такое
чтение вызывает сопереживание читателя, созвучие авторскому наст рою, и поэтому
такое чтение можно назвать творческим. Со творчество же поэта и читателя
требует от последнего знаний о ритме, рифме, умения увидеть художественный
образ, пони мать многозначность слова, его переносные смыслы, умения услышать
звуковые ассоциации, почувствовать эмоциональную окраску стихотворения.
В пятом классе ученики изучают достаточно большое стихо творение М. Ю.
Лермонтова «Бородино». Им нетрудно выпол нить такое задание: выделить строфы, в
которых описывается Бородинский бой. Вот они:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на
наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все
промелькнули между нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени; В дыму огонь
блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам
пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш
рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...
Труднее объяснить, почему это одно из лучших описаний военной битвы.
Сравнения «как тени», «как тучи»; метафоры «огонь блестел», «носились знамена»,
«картечь визжала» по могают увидеть страшные картины, наполняют их цветом, при дают
напряженность. А многократно повторяемый звук «у» («ле тучий», «тут»,
«французы», «тучи», «редут», «уланы», «драгу ны», «промелькнули») создает
впечатление яш/кпн |