Пример 1.
Суффиксы –
значимая часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для
каждой части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое
значение. Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и
деятеля, и орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае
отвлечённое существительное, в другом – собирательное.
В художественных произведениях для выражения
авторского отношения к героям используются существительные с
уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий
или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину
существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка,
пренебрежение, покровительственное отношение
и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…»
содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает
отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).
Пример 2.
В русском языке исключительным богатством
экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие
лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы
субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка,
бабуленция, крохотулечка, духотища.
Суффиксы
создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только
существительных и прилагательных, но и других частей речи.
В русской художественной литературе множество
интересных примеров искусного применения словообразования для выражения
разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, у Грибоедова Фамусов
использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли
вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее». В иных репликах эти же суффиксы
придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберется душ
тысячки две родовых, - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его
монологов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не
порадеть родному человечку!»
А пристрастие Молчалина к
уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок,
подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более
наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка». В монологах Чацкого слова с
оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо». Гоголь
с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N,
пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все
фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из
фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».
Использование выразительных возможностей
русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено
и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.
Однако, как это ни странно, нашу речь портит
немотивированное использование «ласковых» словечек. Представьте себе юношу
атлетического сложения, который жалуется: «Головка болит, ножку подвернул,
гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом
смешным?
У некоторых людей есть дурная привычка -
делать свою речь «слишком вежливой»:
«Два
билетика, прошу вас!», «Мне справочку заверьте, пожалуйста!»
В повседневной речи, а тем более в
публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными
словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия. |