В «Преступлении и наказании» сформировались все
основные признаки, отличающие жанровую специфику романов Достоевского. В
исследованиях о нем встречается три определения этой специфики. Некоторые
литературоведы называют романы Достоевского идеологическими, другие — романами-трагедиями,
третьи — романами полифоническими. Рассмотрим содержание каждого из
этих определений.
Романы Достоевского идеологические в том
смысле, что в них писатель исследует родовую черту русских людей, отмеченную Н.
Н. Страховым, — «чрезвычайную серьезность, как бы религиозность, с которою они
предаются своим идеям». Достоевский берет идеи, которые еще только зародились, еще не вошли в жизнь, не стали
«материальной силой», которые еще только «носятся в воздухе», — и «высевает»
их в души героев — русских людей, наблюдая, какой «урожай» из этого получится.
Естественно, что, совершая такой эксперимент, писатель далеко опережает свое
время. Трагедию фанатического, религиозного отношения человека к
«недоконченным» произведениям ума человеческого он предчувствует, например, в
пророческом сне Раскольникова в финале романа. Этот сон забрасывает сети в
будущее: в нем, как в капле воды, отражается будущий XX век — эпоха идеологических битв и фанатических
общественных умопомрачений.
С классической трагедией, общепризнанным
мастером которой в мировой литературе является Шекспир, романы-трагедии Достоевского
роднит талант писателя схватывать изображением «общее состояние мира». В
«Преступлении и наказании», например, Достоевский удваивает и утраивает
трагическую коллизию, в которую попадает главный герой — Родион Раскольников. В
«раскольниковской» ситуации оказываются Мармеладов, его дочь Сонечка, его жена
Катерина Ивановна, в аналогичный тупик попадает сестра Раскольникова Дуня и
многие другие герои и героини романа. Сквозь «преступление» Раскольникова просматривается
«преступное состояние мира», в котором жизнь человека покупается ценой
унизительных сделок с совестью. Как и Шекспир в своих трагедиях, Достоевский
окружает главного героя целой серией двойников. Раскольников чувствует
отголоски своей бесчеловечной идеи в Лужине и Свидригайлове, а потом находит
«общую точку», роднящую его с Сонечкой Мармеладовой. В отличие от эпической
устремленности романов Толстого, романы-трагедии Достоевского тяготеют
к единству времени, места и действия. Повествование в «Преступлении и
наказании» не выходит за пределы Петербурга, события романа предельно
сконцентрированы во времени, действие сосредоточено вокруг центрального героя.
Как в драме, у Достоевского отсутствует прямой авторский голос. Он прорывается
редко, в попутных замечаниях, напоминающих ремарки драматурга. Повествование
о Раскольникове ведется от третьего лица, но кругозор повествователя не
выходит при этом за границы кругозора героя. Повествователь постоянно склоняет
свою точку зрения к миросозерцанию Раскольникова. Отсюда возникает
субъективная трактовка художественного времени в романе. Действие в нем
совершается в течение нескольких недель, но кажется, что в эти недели вместилась
целая жизнь героя. Обратим внимание, например, на эффект замедленного движения
времени в момент убийства старухи-процентщицы. М. М. Бахтин назвал романы
Достоевского полифоническими, по аналогии с музыкальной полифонией —
параллельной диалогической разработкой двух и более музыкальных тем (фуги
Баха). В отличие от монологических романов Толстого и Тургенева, Гоголя и
Гончарова, романы Достоевского полифоничны. Писатель предпочитает ни в чем не
сковывать свободу героев. Художественное целое формируется как напряженный
диалог между ними, в котором авторский — оценочный и завершающий — голос отсутствует.
Но это не значит, что в романах Достоевского авторская позиция приглушена.
Напротив, она очень активна, но проявляется не так, как у его великих современников,
не в форме авторского голоса, не в виде прямой оценки, а косвенно, через
композицию и сюжет. Д. С. Мережковский сравнивал композиционную и сюжетную
организацию романов Достоевского с экспериментами ученого-химика, который
доводит давление в барокамере до таких атмосфер, при которых кислород из
невидимого газообразного вещества превращается в голубую жидкость. Достоевский
ставит своих героев в такие экстремальные ситуации, где они обнаруживают
свойства и качества, незаметные в повседневности. Доводя давление жизненных
обстоятельств на человека до нескольких атмосфер, нарушая в романах бытовое
правдоподобие, Достоевский добивается того, что его герои сами себя оценивают и
сами себя разоблачают.
Все три определения жанровой природы романов
Достоевского используются современными историками литературы. Заметим, что
они не противоречат друг другу, а лишь выявляют разные грани сложной
художественной вселенной, которая раскрывается перед читателями в «Преступлении
и наказании», «Идиоте», «Бесах», «Подростке», « Братьях Карамазовых ». |