А.А. БЛОК
(1880-1921)
Тема любви в поэзии А. АБлока
На любовную лирику
Александра Блока оказали
влияние романтическая поэзия XIX века и русский символизм. Его первым литературным
увлечением стало творчество В. Жуковского. Желание
пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное
в реальном, самоценность чувства лирического
героя, его одиночество и устремленность
к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность —
эти черты романтизма нашли свое выражение в символистских стихах Блока о любви, которую он сначала воспринимал мистически.
Символистская поэзия Блока представлена циклом
«Стихи о Прекрасной Даме», в состав которого
вошли стихотворения 1901—1902 годов.
Влюбленный в Любовь Дмитриевну Менделееву,
Блок увидел в своей избраннице земное воплощение Вечной Женственности. Она
стала героиней «Стихов о Прекрасной Даме». На образный строй и стиль этих стихов оказали влияние эстетические принципы старших символистов, Д. Мережковского и В. Брюсова. От них Блок воспринял поэтику намеков, оттенков и понятие символа как
образа, воплощающего безграничную идею. А от поэта и
философа Вл. Соловьева он воспринял
идеалистическое, религиозное отношение
к действительности, идеи о порочности мира
и его спасительнице Софии, Мировой Душе»
Вечной Женственности — идеале, предшественницей
которого был образ жены, облеченной
в солнце, из «Откровения Святого Иоанна Богослова».
Блоковская Прекрасная Дама
«зрит далекие миры», она «царица
чистоты», носительница «источника света». Закатная
Таинственная Дева, Владычица вселенной.
Купина. Блок относился к своей возлюбленной,
впоследствии ставшей его женой, мистически,
с религиозно возвышенным чувством, он видел в
ней христианский символ: «Я в лучах твоей
туманности Понял юного Христа». Стихам придан
характер молитв, потому что в
действительности они, как Блок записал однажды в своем дневнике, и являются
молитвами, а поэт — это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», его вдохновение сродни вере.
Однако лирический герой цикла раздвоен: в Вечной
Женственности он чувствовал и земную женщину. Блок писал Менделеевой о том, что
не может «уйти в полную отвлеченность», что она — его «земное бытие». Уже в мистический мир его ранней поэзии входит реальность, которую
поэт выразил б теме земной любви:
герой желает обнять свою подругу « в
упоеньи •>, настигнуть ее «в
терему», еподруга желанная» всходит к
нему на крыльцо, обещает отпереть ему дверьев сумерках зимнего дня». В элегии 1902 года «Мы встречались с тобой на закате...» передано
чувство лирического героя не к платонической Прекрасной Даме, не к символу, который является одеждами для
истончающейся души поэта, а к земной
женщине: «Я любил твое белое платье, / Утонченность
мечты разлюбив...» Их встреча — реальность, а не иллюзия. В
стихотворении присутствуют конкретные
образы: «Ты веслом рассекала залив»,
песчаная коса, «у берега рябь и камыш
«. Хотя они и переплетаются с образами «лазурной тиши», «вечернего
тумана», дум о «бледной красе», характерными
для романтиков и символистов. Блок выразил в стихотворении ощущение неопределенности, некоторой эмоциональной
усталости: «Ни тоски, ни любви, ни обиды, / Все померкло, прошло,
отошло...», однако такое эмоциональное
состояние может отражать не только
интимный опыт поэта, но и опыт любого
человека. Эта черта, столь свойственная и для поздних элегий А. С, Пушкина, отличала блоковское стихотворение от романтической элегичес койтрадици и.
Ранняя лирика Блока не
исчерпывается полностью мистическими темами и мотивами, пото
му что истинный поэт не мог всецело
подчинить свое дарование задаче стихотворного переложения отвлеченных идей» При общей мистической настроенности
этой лирики в ней подчас свободно и сильно звучит звонкий, вдохновенный и искренний юношеский голос, славящий не «лучезарную
глубину» «далеких и чуждых миров», созданных
воображением поэта, а радость и прелесть
здешнего, земного бытия. Например, стихотворение
«Мне снились веселые думы..,». Оно, конечно,
тесно связано с темой Прекрасной Дамы.
Однако пейзаж в нем вполне конкретен: «веселые красные люди» — это вовсе не
условные персонажи поэтического
сновидения, а реальные петербургские
рабочие, ремонтирующие лодки на
реке. Все стихотворение приобретает смысл не в качестве очередной
вариации на тему о сбывшемся мистическом
«чуде», но как превосходная по своей изобразительной силе картина
весеннего ледохода на Неве.
Образ лирического героя в
ранних стихах Блока не только «безрадостный и темный инок», покорный раб
Прекрасной Дамы, но и просто окрасивый
и высокий» юноша» полный жизненных сил,
соучастник звенящей и буйствующей природы,
который сам говорит о себе: «Я и молод, и свеж,
и влюблен». Этот юноша вслушивается в «битву жизни» и готов в
«мятежный час» сбросить с души своей иго
завораживающих мистических снов. В
Блоке уже в юности житейское настойчиво
боролось с мистическим. В его письмах и
дневниковых записях было так много идущего от жизни, а не от отвлеченного умозрения, столько молодого, горячего, задушевного и непосредственного.
С рассуждениями о з знамениях», «видениях»
и «предчувствиях» в записях соседствуют острые и тонкие наблюдения за
жизнью, неизменный интерес к явлениям
природы и к мелочам быта — к тополю, собаке, снегу и т. д.
Придя к убеждению, что
истинное искусство в своих стремлениях все же
не совпадает с религией. Блок открыл для себя новую, как он говорит, прекрасную, богатую и утонченную тему» — тему «мистицизма в повседневности». Обращаясь к картинам и сценам городской жизни, он любил окружать ее
ореолом сказочной, романтической фантастики,
сталкивая «высокое» и «низкое&, рисуя
призрачные видения на фоне самой низменной
и пошлой обстановки. Типичный пример
— написанный в 1904—1908 годах цикл стихов
«Город». Здесь прослеживаются традиции изображения
города Петербурга, заложенные в «
Невском проспекте « и «Портрете» Гоголя, «Преступлении и наказании» Достоевского.
Блоковский Петербург
населен нищими, рабочими, блудницами. Среди простонародья, «женских ликов», «веселых и пьяных», обитает лирический герой, которому является Незнакомка. Это город фабричных гудков и ресторанов, голодных и сытых. Блок ввел образ города в библейский контекст; в стихотворении «Невидимка» 1905 года появился образ блудницы верхом на звере багряном: «С расплеснутой чашей вина / На Звере Багряном— Жена». Это блоковская версия апокалипсической матери блудниц, восседавшей на багряном звере с чашей, наполненной нечистотой ее блудодейства. Тема конца света
была выражена и в городском пейзаже, характерные
черты которого — окровавленный язык колокола,
«могилы домов», оловянный закат, темносизый
туман, «серокаменное тело» города, кровавое
солнце.
Лирический герой живет здесь, «топя отчаянье в вине». Он, некогда веривший в свой союз с мистической Прекрасной Дамой, в будущую гармонию, теперь переживает крушение астральных иллюзий: «Давно звезда в стакан мой канула », Так в лирику Блока входил образ Незнаком
ки; она олицетворяла не только астральные тайны, но и соблазны земного быта. Новое воплощение женского начала уже не было символом абсолютной гармонии. Она являлась лирическому герою то в ресторанах, то в «неосвещенных воротах»; в ее портрете было достаточно земного; она была звездой, то ли упавшей на землю с небес, то ли падшей.
Героиня стихотворения «Незнакомка», написанного
в 1906 году, — одинокая мистическая дева,
в облике которой достаточно узнаваемых черт
городской красавицы: шелка, «шляпа с траурными
перьями», духи, «в кольцах узкая рука».
Банальна и обстановка ее встречи с лирическим героем: «горячий воздух дик и
глух&, «тлетворный дух», переулочная пыль, скука дач, бутафорский блеск
кренделя булочной, дамы и ^испытанные остряки» и т, д, В то же время Незнакомка — вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью лирическому герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики обозначал гармонический, свободный, но недостижимый
мир. В художественной системе ^Стихов о Прекрасной Даме»
образ берега также был знаком, который
символизировал драму разъединенности поэта и его
мистической избранницы: и лирическому
герою вне найти родные берега», и надругом
берегу «плачет душа одинокая», и она «на том
смеется берегу». В «Незнакомке» астральная дева
приблизила мистический мир к реальности, с ней
в ресторанный быт проникает ирреальный мир
«древних поверий».
Теперь не только она — избранная, но и лирический герой — избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны»Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ.
Однако в ^Незнакомке»
трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность — ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища», плодом его воображения, Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока еще невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность два полюса, между которыми пребывает лирический герой.
В 1908 году Блок написал включенное в цикл ^Возмездие» стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе,.,», обращенное к Любови Дмитриевне Блок,
его бывшей жене, с которой он к этому
времени расстался. Однако покинувшая его
женщина все равно осталась для него «милойй
и «нежной». В стихотворении отображена история
их отношений. Лирический герой обращается
к возлюбленной с исповедальным монологом
о своих чувствах, он выполнен в жанре послания.
Женщина — вдохновительница его поэзии,
высшая истина, рядом с которой забывались иные
идеалы «горестной земли» — доблесть, подвиги,
слава. Она же — олицетворение его молодости.
Расставшись с ней, он расстался и со своими
символистскими иллюзиями: любимая ушла»
завернувшись в плащ, цвет которого — синий
— был знаковым образом в поэзии символистов,
В шести строфах — история
любви, композиционно обрамленная изображением любимой: «...твое лицо в простой оправе». Каждая строфа стихотворения, словно повторяя композиционный принцип пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», сюжетно и эмоционально самостоятельна и выражает определенный период в жизни лирического героя после измены любимой: забвение, желание обрести
иные опоры в жизни: «Вино и страсть терзали жизнь мою»,
стремление вернуть ее любовь; затем муки сменяются сном
о ней и о ее уходе и, наконец, смирением,
признанием невозможности вернуть
любовь. Однако драматический финал
отличает проблематику блоковского стихотворения от пушкинского восприятия любви.
Любовная лирика Блока — одна из вершин русской поэзии. Она свидетельствует о безостановочном
пути поэта к более полному и глубокому пониманию
жизни. С годами он все больше овладевает благородной
простотой стихотворной речи, тончайшим поэтическим мастерством, выражающим разнообразную гамму человеческих чувств
и настроений. |