Литература
Пятница, 26.04.2024, 03:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » Бог-громовержец Зевс
12:40
Бог-громовержец Зевс

Бог-громовержец Зевс

 

Вот он, Крон и он, повелитель ней а! Голова его бела как снег» Поседели славные кудри, Олимп сотрясавшие!

Е руко у Егего — потухшая молния, Но лице — печаль и тоска, Но видна еще былая гордость.

Г. Гейне. Боги Греции

[Перевид П. Карпа]

Схватка богов и титанов, длившаяся 10 лет, была от­чаянной и жестокой. Могучими и непримиримыми бы­ли противники: они швыряли друг в друга горные хреб­ты и громадные скалы. Дрожала Земля, опаляемая жа­ром молний Зевса. Увы, она ничем не могла помочь своим детям! Стонал и ревел Океан, не в силах сдержать усиливающийся грохот. Казалось, борьбе этой не будет конца. .. Но вдруг титаны дрогнули. Это Зевс решил призвать себе на помощь циклопов, некогда заточенных отцом Ураном в недра Земли.

Титаны делают последние усилия.,, «Вкруг туч по­жар — мрак бездн — и крыльев снег и мышцы гордые напрягших мощь титанов...» (Вячеслав Иванов). Но тщетно. Они побеждены. Отныне Зевс никому не усту­пит права властвовать на Земле. Каждый, кто осмелит­ся противиться ему, будет побежден и низвергнут в Тар­тар, б вековечную тьму.

 

Камни огромные в сильных руках держащие, Титаны же с другой стороны сомкнули свои ряды с полной готовностью...

страшно кругом заревел Понт безграничный, земля сильно загудела, стонало небо широкое потрясенное; от основания

поколебался обширный Олимп под силой напора бессмертных, тяжесть сотрясения доходит до Тартара мрачного; и шагов

тяжелый звук и невыразимого смятения и сильных ударов: так они друг а друга метали снаряды, причиняющие стенания. Голоса

обеих сторон достигали до звездного неба, когда они взывали (друг к другу)" сходились они с страшными криками.

Гесиод. Теогония Ф. Зелинского]

Не могла Гея простить Зевсу гибель сыновей - - ти­танов. Взрастила она в своих подземных недрах гиган­тов — огромных великанов. Содрогнулся Олимп от их грозного и страшного рева, а боги-олимпийцы поспеши­ли вступить с ними в бой. Неравными были их силы, и тогда Зевс призвал на помощь Геракла. Общими уси­лиями удалось победить врагов. Немногие гиганты из­бежали гибели, но с той поры они уже больше никогда не угрожали богам -олимпийцам.

Этот популярный древнегреческий миф запечатлен на фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Перга-ме. Исполненное драматизма изображение борьбы бо­гов и гигантов является одним из высочайших достиже­ний греческой скульптуры. Сражение в разгаре, оно полно трагизма и отчаяния. Мы видим искаженные страхом и болью лица гигантов, слышим звон мечей и щитов, яростный и ликующий рев богов-победителей. Могучие тела сплетаются, подобно клубку змей. Львы с косматыми гривами терзают поверженные тела гиган­тов, собаки впиваются в них зубами. Битва страшна и ужасна.

Фигура Зевса показана в движении, подчеркнутом глубокими линиями складок плаща. По размерам она значительно превосходит соседние фигуры гигантов. Левой рукой он потрясает эгидой — щитом с головой Горгоны и змеями, правой — мечет молнии. Одна из молний вонзилась в ноги упавшего гиганта. Если другие боги сражаются с одним чудовищем, то Зевс одновре­менно одолевает троих. 

Рядом с Зевсом — его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой гиганта Алкионея за волосы, он отрывает его от Матери-Земли Геи, Змея Афины кусает гиганта за грудь. На лице Алкионея выражение сильного страда­ния, В предсмертной агонии он протягивает руку к ма­тери, моля ее о помощи.

Мать-Земля Гея поднялась из почвы. При виде гиб­нущих сыновей ее глаза наполнились скорбью и отча­янием. Голова с массой густых волос запрокинута на­зад. У левой руки - - рог изобилия, символ плодородия земли. Гея умоляет Афину пощадить ее младшего сына. Справа изображена крылатая Ника, богиня Победы, Возложив на голову Афины венок, она тем самым зна­менует победу богов над гигантами.

Русский писатель И. С. Тургенев, увидевший в 1880 г. знаменитый Пергамский алтарь, был пора­жен его великолепием. Не в силах сдержать своих чувств, он так описал это выдающееся произведение ис­кусства:

«Все эти — то лун9зарные, то грозные, живые, мертвые, тор­жествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти тела, эти кони, оружья, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, краси­вейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до неверо­ятности, стройных до музыки, — все эти разнообразнейшие выра­жения лиц.,, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, и бо­жественность, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля да, этот мир, целый мир, перед откровеньем которого не­вольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам...» («Пергамские раскопки»)-

Зевс Олимпийский - - покровитель людей, городской жизни, защитник обиженных и молящихся за него. Традиционный образ Зевса в произведениях искусст­ва — это сильный мужчина с благородными чертами ли­ца и бородой. В его честь совершались жертвоприноше­ния, возводились храмы и создавались скульптурные памятники.

Не было, наверное, человека, кто, побывав в Олим­пии, не посетил бы одно из чудес света, знаменитый храм Зевса, построенный в 470—460 гг. до н. э. под руководством архитектора Либоыа. Это был самый боль-

 

      Храм Зевса в Олимпии. 470—460 гг. до н. э. Реконструкция

Голова Зевса. Мрамор. Середина V в. до н. э.

Национальный музей, Рим

 

 

шой храм на Пелопоннесе (64 х 28 и вы­сотой до 20 м). Возвышаясь над городом и стадионом, он был виден издалека и по­читался одним из главных святилищ Эллады. Сооружен он был из известняка и покрыт штукатуркой, имитирующей мрамор. Ясная гармония пропорций, без­укоризненная четкость силуэта, празд­ничная раскраска, множество скульптур придавали ему особую то рясе ственн ость и величие. Храм украшали фризы со сцена­ми битв людей с кентаврами и двенадца­ти подвигов Геракла. 

 

 

 

Зевс Отриколи. Римскля копия с греческого оригинала. IV в. до н, э. Музеи Ватикана, Рим

 Греки ничего не жалели для сооруже­ния храма. Три высокие мраморные сту­пени вели к главному входу. За брон­зовой дверью в глубине зала восседал на троне Зевс — семнадцатиметровая скульптура, выполненная Фидием при­мерно в 435г. до н.э. Казалось, встань он, распрями широкие плечи - - и тесно станет ему в этом огромном зале, низким окажется высокий потолок. В правой ру­ке он держал Нику - - крылатую богиню Победы, а в левой — царский скипетр с орлом — священной птицей. Голову Зевса украшал венец из масличных вет­вей - - знак миролюбия грозного бога. Об­наженные части фигуры были сделаны из слоновой кости. Плащ, перекинутый че­рез левое плечо, венец и борода — из сверкающего золота.

На современников статуя производила такое впечатление, что они уверяли: фи­гура Зевся - - это не статуя бога, а само божество. Рим­ский политический деятель и писатель Цицерон (106-43 до н. э.) считал, что не видел ничего совершеннее, а поэт Филипп выразил эту мысль в стихах:

Бог ли на землю сошел и явил тебе. Фидий, свой образ Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

 

Скульптура Зевса в Зале Юплтера. Мрпмор и бронза. I в. до и. э.
 

К сожалению, скульптура Зевса не дошла до нашего времени, сохранились лишь ее мраморные копии, выпол­ненные римскими мастера­ми и реставраторами после­дующих эпох. Одну из та­ких скульптур сегодня мож­но увидеть в Зале Юпитера в Эрмитаже в Санкт-Петер­бурге.

 

 

Вопросы и задания


  1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между богами и титанами?
  2. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Пергаме передан дра­матизм борьбы богов и титанов? Каки­ми в нем предстают Зевс и его любимая дочь   Афина?   Что   усиливает   трагизм изображенного   образа   Матери-Земли Геи?
  3. Какое     впечатление     произвел Пергамский алтарь на русского писатели И. С Тургенева? Что особенно по­разило его?
  4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях ис­кусства? Какие атрибуты сопровождали этот образ?
  5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним из семи чудес света? Что представляла собой статуя Зевса, выполненная античным скульптором Фидием? Почему она производила на современников столь сильное впечат­ление?

Творческая мастерская

  1. Используя этимологический словарь и опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова титан. Почему в современном языке так называют людей, наделенных умом, талантом и жаждой деятельности? Кто из деятелей науки и искусства вы могли бы назвать титанами? Почему при­лагательное титанический имеет синонимы — огромный, колоссальный1?
  2. В 1782 г. при раскопках в Отрикопи была найдена огромная голова Зевса — одно из наиболее выразительных воплощений верховного бога в искусстве Как в ней переданы могущество и величие Зевса?
Просмотров: 1968 | Добавил: $Andrei$ | Теги: храм Зевса, Бог-громовержец Зевс, Скульптура Зевса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика