Чацкий как победитель и как побежденный Оценивая результат противостояния Чацкого и фамусовского общества, Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний* сказал, что герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» * сломлен количеством старой силы». Однако он «нанес ей смертельный удар качеством силы свежей». В основе сюжета комедии согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. По жанру же эта комедия общественная, и основной конфликт здесь — столкновение *века нынешнего* и «века минувшего». Этот конфликт не укладывается в рамки сюжета, он шире любовной интриги, В любви Чацкий терпит поражение, Софья предпочитает ему Молчалива, который, по мнению Чацкого, нравственно намного ниже его. Выбор Софьей такого человека в качестве возлюбленного оскорбляет Чацкого: «А вы! о боже мой! кого себе избрали?* Он упрекает Софью в том, что она прямо не сказала ему о своем увлечении. Ее измена воспринимается Чацким особенно трагично, так как он по-настоящему любит Софью. Ради нее он приехал в Москву. Наконец, он вырос в доме Фамусова, заменившего ему отца. Чацкий глубоко переживает свою неудачу: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!..* С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побежденный. В столкновении Чацкого и фамусовской Москвы Грибоедов как писатель-реалист изобразил конфликт, возникший в русском дворянском обществе после Отечественной войны 1812 года. В то время дворянство раскололось на два лагеря. Один из них — лагерь передовой дворянской интеллигенции, в комедии представленный Чацким» а другой — консервативное большинство, не заинтересованное ни в каких изменениях в обществе, Чацкий побеждает самим своим появлением» так как некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило внутри себя непримиримого противника. Значит, в этом обществе не все благополучно, Чацкий выступает как обличитель «века минувшего». Он не согласен с отношением Фамусов-ского общества к образованию, к воспитанию. Он говорит, что сейчас, как и ранее, «хлопочут набирать учителей полки*, «числом поболее, ценою подешевле», что кто-то из ученого комитета *с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился&. К службе, к чинам Чацкий тоже относится по-другому. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову, «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», — говорит он Молчалину в ответ на его вопрос о неудаче по службе. Из-за этих противоречий «века нынешнего* и «века минувшего», а также из-за его нападок на Молчалина Софья объявляет Чацкого сумасшедшим. В итоге это становится общепризнанным: одна из княжон говорит, что даже нельзя подвергать сомнению этот факт. На сцене Чацкий одинок в своих убеждениях, но два внес цен и чес ких персонажа — князь Федор и двоюродный брат Скалозуба — тоже представляют *век нынешний». Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Грибоедов в черновиках называл своего героя Чадским, что ассоциируется с именем известного общественного деятеля того времени П. Я. Чаадаева. Однако Грибоедов скептически относился к замыслам революционно настроенной молодежи. Он не сомневался в необходимости преобразований в России, но не верил в успех дела, задуманного его друзьями. Известно его высказывание: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России*. Победу и поражение Чацкого можно сравнить с победой и поражением декабристов. Восстание было разгромлено. Его участники арестованы, осуждены и сосланы на каторгу, а некоторые казнены. Однако, как сказал Пушкин, «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье *. |