Литература
Пятница, 19.04.2024, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»
20:24
Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820—1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ствуют как черты классицизма, так и черты ро­мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья — Молчалин — Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ствующих лиц также не соответствует класси­цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовни­ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­кие характеристики действующим лицам: в экс­позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ким образом, характеры не укладываются в рам­ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий», среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» — молва. Следовательно, об­ладатель этого имени — человек, преклоняю­щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­лийскому *^апкшзэ — известный. И действи­тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега — повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча-лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип — фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии— то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­стью характера героя, так как характер часто не­однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом— экспозиция и завязка, во втором — развитие сюжетной линии, в тре­тьем — кульминация, а в четвертом — развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того — любя­щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ев, изображенных с преимущественно отрица­тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­жествует. Молчалин скрывается в своей комна­те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ших*, с другой — один пылкий и отважный бо­ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ва и мотив путешествия, характерные для роман­тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений — классицизма, романтизма и реализма. Слож­ность творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­но существовало несколько направлений.


Просмотров: 6099 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика