Черты
классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в
1820—1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в
литературе уже появился реализм и активно развивался романтизм. Поэтому в
комедии присутствуют как черты классицизма, так и черты романтизма,
а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим
произведением.
В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими
принципами классицизма, творчески изменяя их. Так, в основном соблюдается
принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова
и укладывается в сутки: события начинают
развиваться рано утром и заканчиваются
поздно вечером, когда гости разъезжаются
после бала. Однако единство действия нарушается:
помимо сюжетной линии Софья — Молчалин — Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладывается в рамки любовного сюжета. Количество действующих лиц также не соответствует классицистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены
внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так
как нарушается единство действия.
Грибоедов
сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовного треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не
догадывающийся об увлечении собственной
дочери. Однако есть и отступления от традиции.
Чацкий не совсем герой-любовник, так
как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовника, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным
героем и изображен с негативной авторской
оценкой. Выходят за рамки традиционных характеров и второстепенные персонажи в
этой любовной интриге. Лиза не только
субретка, но и своеобразный второй
резонер. Она дает меткие
характеристики действующим лицам: в экспозиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что
Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Таким
образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий»,
среди которых можно выделить несколько
типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указывают на одну важную черту героя. Например, фамилия
Фамусов, возможно, происходит от латинского слова «Гата» — молва.
Следовательно, обладатель этого имени
— человек, преклоняющийся перед
общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на которое
указывает эта фамилия. Ю. Тынянов предположил,
что «Фамусов» имеет отношение к английскому
*^апкшзэ — известный. И действительно,
Павел Афанасьевич достаточно известный
в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на
физический порок персонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия
Репетилов происходит от французского слова «гере^ега — повторять. И на самом деле этот
герой не имеет собственных мыслей, а повторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный
смысл услышанного, Молча-лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от
других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.
Второй тип — фамилии оценивающие, К ним можно
отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное
отношение автора к их носителям.
Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаадаева, философа и
общественного деятеля. Другой возможный
смысл его фамилии— то, что он в чаду.
Однако ни одна фамилия не раскрывает полностью
характера героя, так как характер часто неоднозначен и не исчерпывается одной чертой.
Композиция комедии в основном соответствует классицистическим
канонам. В комедии четыре действия: в
первом— экспозиция и завязка, во
втором — развитие сюжетной линии, в третьем — кульминация, а в четвертом — развязка. Действие комедии
начинают второстепенные персонажи: Лиза и
Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.
Также в комедии присутствуют и черты реализма.
По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как
случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и
нравы», что указывает на типичность характеров и обстоятельств, показанных в
произведении. Кроме того, писатель точен в подборе деталей.
Можно еще отметить, что герои этого произведения
не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами
и убеждениями, а кроме того — любящий отец и легкомысленный барин, заигрывающий
с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость.
Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии
Чацкого.
Таким образом, в произведении, помимо героев,
изображенных с преимущественно отрицательной или положительной оценкой, есть
герои, пафос изображения которых неоднозначен, В отличие от классицистических
пьес в комедии Грибоедова порок не наказан, а добродетель не торжествует.
Молчалин скрывается в своей комнате до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий
же вынужден бежать из Москвы, «искать по свету, где оскорбленному есть чувству
уголок».
Можно отметить, что характер конфликта в произведении
отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит
целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют
два лагеря; с одной стороны, лагерь Фамусовых и всей партии «отцов и старших*,
с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических
персонажей противостоит всему обществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен количеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночества и мотив путешествия, характерные для романтизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого,
в надежде избавиться от «мильона терзаний *.
Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют
элементы трех направлений — классицизма, романтизма и реализма. Сложность
творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объясняется
эпохой, когда в литературе одновременно существовало несколько направлений. |