Духовно-нравственные ценности в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Подобно Данте» автору «Божественной комедии», Н. В. Гоголь также был убежден в своем призвании сказать России, а через нее и всему миру некое проникновенное и спасительное слово, которое обличит всю меру духовного падения человечества и внушит ему надежду на будущее, Этим словом стала его поэма «Мертвые души», в которой все происходящее оценивается перед лицом жизни и
смерти, в свете вечного существования души.
Все планы бытия: философский, социальный,
этический» включая даже такие злободневные и
острые вопросы, как крепостное право, — в
поэме Гоголя оказываются перед неумолимым судом
вечности. Точка зрения, с которой автор
рассматривает различные аспекты человеческой жизни, обозначена уже в самом
названии поэмы «Мертвые души». Здесь мертвым названо то, что от сотворения предназначено к вечной жизни. Антитеза «живой — мертвый», лежащая в названии поэмы, помогает Гоголю показать охвативший
современное общество процесс омертвения человеческой души и необходимость ее
духовного возрождения.
По странной иронии судьбы в русском языке слово «душа» стало и обозначением духовности, делающей человека человеком, и представителем образа
Божия» на земле, и обозначением рабочей единицы при
крепостном праве. Во втором случае
человеческая жизнедеятельность сводится лишь к
способности выполнять обязанности по барщине и
оброку. При употреблении слова «душа» в этом значении все, относящееся к
проявлению
духовности и личного начала, отчуждается от человека.
Но если происходит отчуждение духовности, почему же не может произойти отчуждение самой жизни? И
вот души умерших крепостных крестьян становятся
предметом торговли среди помещиков, В разговоре с Маниловым Чичиков просит
продать ему или уступить крестьян «не живых в
действительности, но живых относительно
законной формы». Не существующие в реальности
души могут быть проданы или подарены. Они могут принести вполне ощутимый доход
благодаря законному соблюдению формальностей
в бюрократически устроенном государстве. Поэтому Чичикова не огорчило
печальное известие о помещике Плюшкине, у
которого умерло много крестьян, а доставило ему невероятную радость. Он даже «почувствовал небольшое сердечное биение» в надежде хорошо поживиться.
Получив же за бесценок души, он возвращается
в город в веселом расположении духан С
такой же легкостью мертвые души и тем самым как бы сама смерть
становятся предметом азартной игры у
Ноздрева, Он предлагает поставить всех умерших на карту наряду с
шарманкой. Коробочке с ее хозяйственным
складом ума мертвые души показались странным товаром. Однако ее беспокоила не нравственная сторона дела. Она просто
не знала настоящей цены на мертвых и боялась продешевить. В стремлении извлечь
материальную выгоду ни один из помещиков не задумался, насколько безнравственно совершать подобные сделки.
Между
тем многочисленные, факты смерти, упомянутые
автором в поэме, побуждают к серьезному
размышлению над вечными аспектами человеческого
бытия. Они напоминают об ответственности
каждого за свое земное поприще. Смерть
— это роковое событие, подводящее итог временному
существованию человека на земле, его заслугам или прегрешениям. Пока человек жив, все еще можно поправить, но как
только он перешагнул
через этот рубеж, уже ничего не вернуть. Описывая смерть прокурора, умершего от непосильного для него процесса
мышления, Гоголь
говорит, что «появление смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Однако реакция жителей
города на эту смерть была
совершенно другой. Они оказались не способны выйти из круга своих обычных, повседневных забот. Провожая тело
прокурора, чиновницы, как
всегда, оживленно говорили «о
вечных своих фестончиках и нашивочках», о
приезде нового генерал-губернатора и о балах, которые он даст. Подводя итог,
автор хочет сказать, что «смерть поражает
нетрогающийся мир».
Смерть
также заставляет задуматься о том, что земное
существование человека не сводится к последовательности механических
действий, которые совершает его тело. О
жизненных проявлениях прокурора
сказано, что он «ходил, двигался, играл в вист, подписывал разные бумаги» и подмигивал левым глазом. Скрывался ли какой-нибудь смысл в том, что он делал при жизни? Или его существование было совершенно пустым и бессмысленным, подобно существованию куклы-автомата, имеющей внешний облик человека, но лишенной его внутренней жизни. Только когда прокурор был уже одно бездушное тело, окружающие узнали, что у покойника точно
была душа, «хотя он по скромности своей никогда
ее не показывал?. Отсутствие души стало заметно лишь в результате смерти, внезапно постигшей человека,
Мотив опустошенности, мертвенности и неподвижности человека проходит через всю поэму. Если крестьяне, которых покупает Чичиков, физически
мертвы, то помещики, владеющие крепостными крестьянами и единолично распоряжающиеся
их судьбами, мертвы духовно. По замечанию
Гоголя, в его поэме один за другим следуют
герои один пошлее другого. Эту галерею открывает
образ Манилова, который помещен в преддверии
«ада российской действительности». Подобно « Божественной комедии»
Данте, отправным пунктом путешествия по аду
в поэме Гоголя является безличие, и в этом смысле — мертвенность. Характер здесь заключается в полном отсутствии такового. В представителях рода человеческого, помещенных здесь, нет ни греха,
ни добродетели, потому что в них нет активной силы. Именно к такому
роду людей примыкает Манилов: «Люди так
себе, ни то, ни се, ни в городе
Богдан, ни в селе Селифан». Приятное
впечатление, которое он производит в начале знакомства, скоро сменяется смертельной скукой. В нем нет никакого задора, никакой страсти, от него не дождешься «живого или даже
заносчивого слова». У следующих за Маниловым
персонажей хотя бы появляется своя «страсть»,
свой «задор» т подобный скупости Плюшкина или неугомонной юркости и
нахальству Ноз древа.
Хозяйственность
Собакевича на фоне халатности Манилова может показаться на первый взгляд чем-то положительным. Однако сосредоточенность
интересов исключительно на материальной стороне жизни так же
ведет к омертвению личности, как и прожектерство и неспособность к
практической деятельности. Подобно прокурору»
окаменевшая душа Собакевича тоже никак
не проявляла себя при жизни. Пока Чичиков
излагал ему суть дела, связанного с продажей умерших крестьян, Собакевич слушал. Однако в его лице не было
ничего похожего на выражение человеческого
чувства. « Казалось, в этом теле совсем не
было души, или она у него была, но вовсе не
там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось
на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». О таких людях можно сказать,
что их душа оказалась поглощенной телом.
Завершает
галерею помещиков образ Плюшкина, ставший
своеобразной прорехой на человечестве. Однако, несмотря на невероятную
духовную деградацию, именно в этом
персонаже проявляется что-то, похожее
на человеческое чувство. Когда
Чичиков упомянул имя председателя
палаты, бывшего школьным товарищем Плюшкина, на его «деревянном лице скользнул какой-то
теплый луч», какое-то бледное отражение
чувства, то есть истинного, живого движения» которым был одухотворен человек. Это слабое проявление жизни отличает Плюшкина наряду с Чичиковым от других персонажей поэмы, С Маниловым, Коробочкой, Ноздревым или Со-бакевичем такое движение души не могло произойти. Они уже окончательно окаменели, «тогда как в Плюшкине заметны еще последние отзвуки
подземных ударов». Выходит, что он не мертвее,
а живее всех предшествующих персонажей.
Недаром автор сообщает его предысторию, в которой процесс омертвения человека прослеживается во времени и дается как результат всей его жизни. В начале своей жизни Плюшкин — человек совсем иной душевной организации, в нем была только возможность его будущего порока. Автор скорбит, рассказывая историю его жизни и
формирования характера, которая привела к постепенному угасанию его
человеческой личности. Тем не менее впоследствии только ему и Чичикову
предстоит пережить духовное возрождение и
обновление.
Другой
персонаж, история души которого включена в повествование на фоне окончательно окаменевших в своей неизменности
характеров, — это Чичиков. Для Гоголя он
является характерным представителем
современного русского мира, а через
него — всего современного человечества вообще. Поэтому исправлению и очищению Чичикова от пороков автор придавал большое
значение. Именно воскрешение его омертвевшей
души, по замыслу писателя, должно свидетельствовать «о величии небес и Божьей
премудрости».
Антитеза «живой —
мертвый», лежащая в основе поэмы Гоголя,
имеет отношение не только к физически
живым или физически мертвым персонажам, она связана с проблемой
омертвения и возрождения человеческой души,
путей ее духовного обновления и
роста. Стремясь показать «всю Русь»,
Гоголь имел в виду не только социальную,
бытовую сторону ее жизни, но и ее духовное бытие. Именно это стало
источником непреходящего художествеиного
воздействия поэмы на все последующие поколения читателей. |