Духовно-нравственные поиски Базарова в романе «Отцы и дети»
В переписке с друзьями И,
С, Тургенев однажды признался, что его
Базаров имеет определенное сходство с Пугачевым. Действительно, этот
нигилист середины XIX
века чемто напоминает прославленного
бунтовщика, выразившего в своем
протесте недовольство народных масс. Характер Базарова в романе проясняет панорама провинциальной жизни, развернутая в первых главах. Читателю представлен мир на грани социальной катастрофы. На этом фоне и появляется в романе фигура Евгения Базарова, Этот национальный
фон проясняет характер героя, связывает его нигилизм с общенародным
недовольством, с социальным неблагополучием
всей России,
В базаровском складе ума
проявляются типические стороны народного
характера: например, склонность к резкой
критической самооценке. Базаров держит в своих
сильных руках, как «богатырскую палицу»,
естественнонаучные знания, которые он боготворит,
считая их надежным оружием в борьбе с идеологией самодержавия, с барской мечтательностью и крестьянским суеверием. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить
все вопросы общественной жизни, искусства, философии.
Но Тургенев, знавший труды немецких естествоиспытателей — кумиров демократической ин
теллигенции, чувствует, что некритическое отношение к «немцам» может повлечь отрицательные результаты. Искусство, природа и любовь, с точки зрения Базарова, — чепуха, романтизм, гниль» Герой презирает Николая Кирсанова за его
виолончель и любовь к Пушкину, а Павла Петровича
за пережитое им чувство к княгине Р. Ему также скучно с собственными родителями.
Романтической чепухой считает Базаров и духовную
утонченность любовного чувства. В разговоре
с Аркадием он заявляет, что любовь — это распущенность,
пустота, что физиологи, проштудировав анатомию глаза, знают, что загадочному взгляду взяться неоткуда. Большой изъян ощутим и в базаровском афоризме «природа не храм, а мастерская». Деятельное, хозяйское отношение к природе становится односторонним, когда абсолютизируются законы, действующие на ее низших уровнях. В руках Базарова они превращаются в универсальную «отмычку», с помощью которой он пытается разрешить все загадки бытия. Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, молодой нигилист попадает в рабство к ее низшим силам. Кроме правды физиологических законов, есть правда человеческой, одухотворенной природности, И если человек
хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших ее
уровнях — «храм», а не «мастерская»» Да и склонность того же Николая Петровича к мечтательности не гниль
и не чепуха. Мечты — не простая забава, а естественная
потребность человека, одно из проявлений
творческой силы его духа,
Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви и
искусства. Против «Материи и силы»Бюхнера—
пушкинские «Цыганы» с их предупреждающим афоризмом — «И
всюду страсти
роковые, и от судеб защиты нет&. Против
приземленного взгляда на любовь как на физиологическое влечение — романтическое чувство Павла Петровича. Против пренебрежения искусством, мечтательностью,
красотой природы — раздумья и мечты Николая
Петровича. Базаров смеется над всем этим, но «над чем посмеешься, тому и
послужишь». Горькую чашу этой жизненной мудрости
ему суждено испить до дна.
С тринадцатой главы в романе назревает поворот. Непримиримые противоречия обнаруживаются со всей остротой в характере самого героя, а конфликт произведения из внешнего плана» между Базаровым и Павлом Петровичем, переводится во внутренний. Теперь это «поединок роковой» в
душе самого нигилиста. Виновницей этого конфликта оказывается
Анна Сергеевна ОдинцоваЛюбовь к ней —
начало трагического возмездия
Базарову. Она раскалывает душу героя на две половины. Отныне в нем живут
и действуют два человека. Один — убежденный
противник романтических чувств,
отрицатель духовной природы любви.
Другой — страстно любящий человек,
столкнувшийся с подлинным таинством этого
чувства. Дорогие его уму научные убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицавший всякие принципы»
теперь служит, осознавая, что жизнь
оказалась сложнее того, что знают о ней физиологи.
Обычно истоки неудач базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыни, аристократки, неспособной откликнуться на чувство молодого человека. Однако она хочет, но не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что его страсть похожа на злобу и, может быть, сродни ей. Любя, он ненавидит свою избранницу.
Любовная история Базарова завершается тем, что Тургенев сводит его и аристократа Кирсанова в сердечном влечении к Фенечке. Ее простотой,
народным инстинктом выверяется ограниченность того и другого героя. Базаров ищет в Фенечке
подтверждение своему взгляду на любовь как
на простое чувственное влечение. Но эта простота
оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет
Фенечку» и искренний упрек слышится из ее уст. Очевидно» в самой женской природе
— крестьянской или дворянской — заложена
отвергаемая героем одухотворенность и
нравственная красота.
Уроки любви привели к
кризису односторонне материалистические взгляды
Базарова на жизнь. Перед героем открылись две
бездны: одна — загадка его собственной души,
которая оказалась глубже» чем он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает. От «микроскопа»героя потянуло к «телескопу», от «инфузорий» — к звездному небу над головой. Вопрос о
смысле человеческого существования в разговоре Базарова и Аркадия под стогом сена поставлен с предельной остротой»
Базарова не удовлетворяет идея жить
ради того, чтобы у каждого мужика была
белая, чистая изба. Здесь ставится под сомнение идеал социализма, ограничивающийся стремлением к материальному процветанию. Этот идеал не дает ответа
на глубокие запросы человеческого духа, не
согласуется с высокими нравственными требованиями. Базарову нестерпима мысль о том, что он станет одной из бесчисленных человеческих жертв, которые приносятся во
благо грядущих поколений. Он рассуждает с Аркадием о мировой бессмыслице, которая тревожит его бунтующее
сердце. Эта тревога свидетельствует о внутренней потребности более совершенного миропорядка. Хотя Базаров — физиолог,
нигилист — и говорит о бессмыслице высоких
одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение,
опровергающее поверхностный,
вульгарный материализм.
Старая вера в естествознание давала герою возможность смотреть на мир оптимистически. Однако любовь к Одинцовой поколебала эти довольно
абстрактные убеждения. В душу Базарова проникло
сомнение. Начался глубокий кризис веры
в биологизированную природу человека. Эта
вера оказалась бессильной перед сложностью человеческого бытия, перед тайнами человеческой индивидуальности, перед
парадоксами человеческого духа. |