Литература
Пятница, 26.05.2017, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1114
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Духовно-нравственные поиски Базарова в романе «Отцы и дети»
19:27
Духовно-нравственные поиски Базарова в романе «Отцы и дети»

Духовно-нравственные поиски Базарова в романе «Отцы и дети»

В переписке с друзьями И, С, Тургенев однаж­ды признался, что его Базаров имеет определен­ное сходство с Пугачевым. Действительно, этот нигилист середины XIX века чемто напоминает прославленного бунтовщика, выразившего в сво­ем протесте недовольство народных масс. Харак­тер Базарова в романе проясняет панорама про­винциальной жизни, развернутая в первых гла­вах. Читателю представлен мир на грани соци­альной катастрофы. На этом фоне и появляется в романе фигура Евгения Базарова, Этот нацио­нальный фон проясняет характер героя, связыва­ет его нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием всей России,

В базаровском складе ума проявляются типи­ческие стороны народного характера: например, склонность к резкой критической самооценке. Базаров держит в своих сильных руках, как «богатырскую палицу», естественнонаучные зна­ния, которые он боготворит, считая их надеж­ным оружием в борьбе с идеологией самодержа­вия, с барской мечтательностью и крестьянским суеверием. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разре­шить все вопросы общественной жизни, искусст­ва, философии.

Но Тургенев, знавший труды немецких естест­воиспытателей — кумиров демократической ин

теллигенции, чувствует, что некритическое от­ношение к «немцам» может повлечь отрицатель­ные результаты. Искусство, природа и любовь, с точки зрения Базарова, — чепуха, романтизм, гниль» Герой презирает Николая Кирсанова за его виолончель и любовь к Пушкину, а Павла Пет­ровича за пережитое им чувство к княгине Р. Ему также скучно с собственными родителями.

Романтической чепухой считает Базаров и ду­ховную утонченность любовного чувства. В раз­говоре с Аркадием он заявляет, что любовь — это распущенность, пустота, что физиологи, прошту­дировав анатомию глаза, знают, что загадочному взгляду взяться неоткуда. Большой изъян ощу­тим и в базаровском афоризме «природа не храм, а мастерская». Деятельное, хозяйское отноше­ние к природе становится односторонним, когда абсолютизируются законы, действующие на ее низших уровнях. В руках Базарова они превра­щаются в универсальную «отмычку», с помощью которой он пытается разрешить все загадки бытия. Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, молодой нигилист попада­ет в рабство к ее низшим силам. Кроме прав­ды физиологических законов, есть правда чело­веческой, одухотворенной природности, И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших ее уров­нях — «храм», а не «мастерская»» Да и склон­ность того же Николая Петровича к мечтатель­ности не гниль и не чепуха. Мечты — не прос­тая забава, а естественная потребность челове­ка, одно из проявлений творческой силы его духа,

Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви и искусства. Против «Материи и силы»Бюхнера— пушкинские «Цыганы» с их преду­преждающим афоризмом — «И всюду страсти

роковые, и от судеб защиты нет&. Против при­земленного взгляда на любовь как на физиологи­ческое влечение — романтическое чувство Павла Петровича. Против пренебрежения искусством, мечтательностью, красотой природы — раздумья и мечты Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим, но «над чем посмеешься, тому и послужишь». Горькую чашу этой жизненной мудрости ему суждено испить до дна.

С тринадцатой главы в романе назревает пово­рот. Непримиримые противоречия обнаружива­ются со всей остротой в характере самого героя, а конфликт произведения из внешнего плана» между Базаровым и Павлом Петровичем, перево­дится во внутренний. Теперь это «поединок роко­вой» в душе самого нигилиста. Виновницей этого конфликта оказывается Анна Сергеевна Одинцо­ваЛюбовь к ней — начало трагического возмез­дия Базарову. Она раскалывает душу героя на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно любящий че­ловек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства. Дорогие его уму научные убежде­ния превращаются в принцип, которому он, от­рицавший всякие принципы» теперь служит, осознавая, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней физиологи.

Обычно истоки неудач базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной бары­ни, аристократки, неспособной откликнуться на чувство молодого человека. Однако она хочет, но не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что его страсть похожа на злобу и, может быть, сродни ей. Любя, он ненавидит свою избранницу.

Любовная история Базарова завершается тем, что Тургенев сводит его и аристократа Кирсанова в сердечном влечении к Фенечке. Ее простотой,

народным инстинктом выверяется ограничен­ность того и другого героя. Базаров ищет в Фенечке подтверждение своему взгляду на любовь как на простое чувственное влечение. Но эта про­стота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку» и искренний упрек слы­шится из ее уст. Очевидно» в самой женской природе — крестьянской или дворянской — за­ложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота.

Уроки любви привели к кризису односторонне материалистические взгляды Базарова на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна — за­гадка его собственной души, которая оказалась глубже» чем он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает. От «микроскопа»героя потянуло к «телескопу», от «инфузо­рий» — к звездному небу над головой. Вопрос о смысле человеческого существования в разговоре Базарова и Аркадия под стогом сена поставлен с предельной остротой» Базарова не удовлетворяет идея жить ради того, чтобы у каждого мужика была белая, чистая изба. Здесь ставится под сом­нение идеал социализма, ограничивающийся стремлением к материальному процветанию. Этот идеал не дает ответа на глубокие запросы человеческого духа, не согласуется с высокими нравственными требованиями. Базарову нестер­пима мысль о том, что он станет одной из бесчис­ленных человеческих жертв, которые приносят­ся во благо грядущих поколений. Он рассуждает с Аркадием о мировой бессмыслице, которая тре­вожит его бунтующее сердце. Эта тревога свиде­тельствует о внутренней потребности более со­вершенного миропорядка. Хотя Базаров фи­зиолог, нигилист — и говорит о бессмыслице высоких одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение, опровер­гающее поверхностный, вульгарный материа­лизм.

Старая вера в естествознание давала герою возможность смотреть на мир оптимистически. Однако любовь к Одинцовой поколебала эти до­вольно абстрактные убеждения. В душу Базарова проникло сомнение. Начался глубокий кризис веры в биологизированную природу человека. Эта вера оказалась бессильной перед сложностью человеческого бытия, перед тайнами человече­ской индивидуальности, перед парадоксами че­ловеческого духа.

Просмотров: 2302 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Духовно-нравственные поиски Базаров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика