Литература
Суббота, 27.04.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Ф. М. Достоевский (1821 — 1381) Итоги социального и нравственного бунта Родиона Раскольн икона
19:36
Ф. М. Достоевский (1821 — 1381) Итоги социального и нравственного бунта Родиона Раскольн икона

                                                      Ф. М. Достоевский

(1821 — 1381)

Итоги социального и нравственного бунта Родиона Раскольн икона

Идея романа «Преступление и наказание» за­родилась в творческом воображении Ф, М. Дос­тоевского в эпоху больших перемен, когда в об­ществе произошел социальный перелом и воз­никли новые мировоззрения. Многие люди, осо­бенно молодежь, оказались перед выбором; но­вая ситуация требовала существенных изме­нений в духовных ориентирах, так как героем времени становился человек деловой» а не духов­но богатый.

Главный герой романа» бывший студент Роди­он Раскольников, задуман Достоевским как ти­пичный представитель поколения разночинцев 60х годов, которые особенно легко становились фанатиками идеи. Благодаря своей образован­ности он может самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире и беззащитен против носящихся в воздухе «отри­цательных идей». Он не строит планов переуст­ройства общества, а находится в поиске ответа на фи лософсконравственны и вопрос о свободе лич­ности, о ее «суверенности» и в то же время о внутренних границах этой свободы. Движущей силой поиска становится взращенная им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению.

В романе не раз возникает речь о том, что пре­ступление есть протест против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше. Эта идея слегка затронула и Раскольникова: недаром он «рассеянно» отвечает Разумихину, что вопрос о преступлении — «обыкновенный социальный вопрос», а еще раньше на том же основании успокаивает себя тем, что «заду

манное им не преступление...». И разговор между офицером и студентом в трактире, подслу­шанный им, развивает ту же мысль: устранить вошь, подобную Алене Ивановне, не преступле­ние, а как бы поправка неправильного современ­ного хода вещей.

У преступления Раскольникова не один мо­тив, а сложный клубок мотивов. Это, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социаль­ная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумоли­мой силой общественной несправедливости. Ис­пытав одиночество и унизительность нищенско­го существования, он знает жизнь только с нега­тивной стороны. Все окружающее: горе, беды и несправедливости — Раскольников впитывает в себя. Именно в этом смысл первой части «Пре­ступления и наказания».

Читатель видит, как разнообразные человече­ские трагедии заряжают героя протестом. Его за­тронул и случай с девочкой на Конногвардейс­ком бульваре, и несчастье семьи Мармеладовых, и позор его собственной сестры Дуни. Способ­ность вобрать в свою душу боль другого сущест­ва, ощутить ее как собственное живое горе Досто­евский открывает в Раскольникове с детства. Об этом свидетельствует знаменитый, потрясающий каждого читателя сон героя о забитой лошади.

Однако писатель ясно дает понять: для Рас­кольникова проблема заключается совсем не в поправлении собственных «крайних» обстоя­тельств. Послушно принять судьбу, как она есть, значит для него отказаться от всякого права на свое человеческое достоинство, от права действо­вать, жить и любить. Его не устраивает не только его собственная участь, он хочет изменить весь порядок вещей. Раскольников из тех, кто в пер­вую очередь не берет от окружающих, а дает им, В нем нет той эгоцентрической сое ред оточен нос

ти, которая целиком образует в романе личность Лужина. Чтобы чувствовать себя сильным чело­веком, он должен ощущать, что ктото нуждает­ся в нем, ждет его защиты, что ему есть кому от­дать себя: он чувствует прилив счастья от благо­дарности Полечки. В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим. Однако он готов это делать и не спрашивая, а диктаторски, про­тив воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра»,

В краткой и жесткой схеме заданы условия эксперимента Родиона Романовича Раскольни­ков а. Он считает, что в мире абсолютного зла, ца­рящего вокруг, действует толпа, или стадо нера­зумной «дрожащей твари», как виновников, так и жертв этого зла. Это стадо покорно влачит иго любых законов. Однако есть и вершители жизни, или гении. Их сравнительно немного: единицы на миллионы. Они время от времени устанавли­вают законы для человечества: ниспровергают прежние и диктуют другие. Это и есть герои свое­го времени. На роль такого героя с тайной надеж­дой претендует и сам Раскольников. Круг заве­денной жизни гений прорывает напором личного самоутверждения, которое основано на освобож­дении себя от тяжести норм, совокупно приня­тых на себя людьми, вообще. «Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Экспериментальным материалом для Раскольникова служит его собственная жизнь и личность.

В сущности, трудоемкому процессу отделения добра от зла — процессу, который человек пере­живает всю жизнь и всей своей жизнью, а не од­ним только рассудком, — герой предпочитает энергичное ^одноактное» решение: встать по ту сторону добра и зла. Совершая это действие, он.

следуя своей теории, намерен выяснить, принад­лежит ли он лично к высшему человеческому разряду.

Как же выдерживает эксперимент Рас кольникова его натура, его личность?

Первая реакция его на совершенное уже убийство — это реакция натуры, сердца, реак­ция нравственно истинная. Недаром после пре­ступления он возвращается домой в состоянии умопомрачения и весь следующий день проводитбудто в бреду. Затем он сваливается в горячке и лежит в беспамятстве четыре дня. Несмотря на то что он впоследствии встает на ноги, лихора­дочное состояние продолжается, не исчезая до конца. Очевидно, что причина болезни духовная. Врач Зосимов определяет, что болезнь должна была готовиться в нем долгие месяцы. На самом деле начало болезни совпадает с моментом перво­начального замысла убийства. Далее болезнь продолжает истощать и изнурять его, грозя ока­заться смертельной. Кроме того, он переживает мучительное чувство отъединения от людей, оно вспыхивает в нем сразу после убийства, — это то­же голос внутренней правды и своего рода нака­зание. Очень важен в этом смысле эпизод на мос­ту, где Раскольников получает сначала удар кну­том, затем милостыню и оказывается единст­венный раз в романе лицом к лицу с « великолеп­ной панорамой» столицы. Убийство поставило его не только против официального закона. Уго­ловного кодекса, имеющего параграфы и пунк­ты, но и против другого, более глубокого непи­саного закона человеческого общества. Таким образом, и преступление, и наказание начина­ются еще до убийства. Настоящее же, официаль­ное наказание начинается в эпилоге и оказыва­ется для Раскольникова исцелением и возрож­дением.

В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими и благодаря им. «Воскресение» героя в эпилоге — это итог человеческого взаимодейст­вия едва ли не всех героев романа. Но особую роль здесь играет Софья Мармеладова, Духовное исцеление Раскол ьникова начинается с покая­ния, к которому Соня подводит его, читая еван­гельскую историю о воскресении Лазаря. Она до­бивается от Расколышкова очень простого и од­новременно трудного: перешагнув через горды­ню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Раскольников совершает все так, как она хотела. Хотя внутренний порыв героя ос­тался непонятый людьми» случайно оказавши­мися на площади и воспринявшими его действия как выходку пьяного человека. Раскольников до­водит задуманное до конца и является с повинной.

Попрежнему убежденный в правильности своей теории, Раскольников понимает скорее сердцем, а не умом, что он совершил преступле­ние. Но он не стремится переложить ответствен­ность за содеянное на обстоятельства, не прини­мает оправдания своего поступка социальной не­нормальностью, поставившей его в безвыходное положение. Он понимает, что за все совершенное он должен отвечать сам — пролитую им кровьа взять на себя».

Все же сила для воскресения в Родионе есть. Ведь в основе всей его программы было стремле­ние к благу людей, и это позволило ему в конце концов суметь принять их помощь. Скрытое, ис­каженное гуманистическое начало, присутство­вавшее в нем самом, и настойчивость Сони, ее жертвенная любовь, дарят герою внезапное оза­рение уже в эпилоге. Он «воскресаете к новой, свободной жизни, в которой есть добро и справед­ливость.

Просмотров: 889 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Ф. М. Достоевский (1821 — 1381) Ито | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика