Ф. М. Достоевский
(1821 — 1381)
Итоги
социального и нравственного бунта Родиона
Раскольн икона
Идея романа «Преступление и
наказание» зародилась в творческом
воображении Ф, М. Достоевского в эпоху больших перемен, когда в обществе произошел социальный перелом и возникли
новые мировоззрения. Многие люди, особенно
молодежь, оказались перед выбором; новая
ситуация требовала существенных изменений
в духовных ориентирах, так как героем времени
становился человек деловой» а не духовно
богатый.
Главный герой романа» бывший студент Родион Раскольников, задуман Достоевским как типичный представитель поколения разночинцев 60х
годов, которые особенно легко становились фанатиками
идеи. Благодаря своей образованности
он может самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире и беззащитен против носящихся в воздухе «отрицательных идей». Он не строит планов переустройства общества, а находится в поиске ответа на фи лософсконравственны и вопрос о свободе личности,
о ее «суверенности» и в то же время о внутренних
границах этой свободы. Движущей силой
поиска становится взращенная им идея о сильной
личности, обладающей правом вершить историю
по своему усмотрению.
В романе не раз возникает
речь о том, что преступление есть протест
против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше. Эта идея слегка затронула и Раскольникова:
недаром он «рассеянно» отвечает Разумихину,
что вопрос о преступлении — «обыкновенный
социальный вопрос», а еще раньше на том же основании успокаивает себя тем, что «заду
манное им — не преступление...». И
разговор между офицером и студентом в трактире, подслушанный им, развивает ту же мысль: устранить вошь, подобную Алене Ивановне, не преступление, а как бы
поправка неправильного современного хода вещей.
У преступления
Раскольникова не один мотив, а сложный клубок
мотивов. Это, конечно, отчасти социальный бунт и
своего рода социальная месть, попытка выйти из
предначертанного круга жизни, ограбленной и
суженной неумолимой силой общественной
несправедливости. Испытав одиночество и
унизительность нищенского существования, он знает
жизнь только с негативной стороны. Все окружающее: горе, беды и несправедливости — Раскольников впитывает в себя. Именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания».
Читатель видит, как
разнообразные человеческие трагедии заряжают героя
протестом. Его затронул и случай с девочкой
на Конногвардейском бульваре, и несчастье
семьи Мармеладовых, и позор его собственной
сестры Дуни. Способность вобрать в свою душу
боль другого существа, ощутить ее как
собственное живое горе Достоевский открывает в
Раскольникове с детства. Об этом свидетельствует знаменитый, потрясающий каждого читателя сон героя о забитой лошади.
Однако писатель ясно дает понять: для Раскольникова
проблема заключается совсем не в поправлении
собственных «крайних» обстоятельств. Послушно принять
судьбу, как она есть, значит для него отказаться
от всякого права на свое человеческое
достоинство, от права действовать, жить и любить. Его не
устраивает не только его собственная участь, он
хочет изменить весь порядок вещей. Раскольников
из тех, кто в первую очередь не берет от
окружающих, а дает им, В нем нет той
эгоцентрической сое ред оточен нос
ти, которая целиком образует в романе личность Лужина. Чтобы
чувствовать себя сильным человеком, он
должен ощущать, что ктото нуждается в нем, ждет его защиты, что ему
есть кому отдать себя: он чувствует прилив
счастья от благодарности Полечки. В
Раскольникове есть эта способность
нести огонь другим. Однако он готов это
делать и не спрашивая, а диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в
своеволие, «насилие добра»,
В краткой и жесткой схеме
заданы условия эксперимента Родиона Романовича Раскольников а. Он считает, что в мире абсолютного зла, царящего
вокруг, действует толпа, или стадо неразумной
«дрожащей твари», как виновников, так и
жертв этого зла. Это стадо покорно влачит иго любых законов. Однако есть и вершители жизни, или гении. Их сравнительно немного: единицы на миллионы. Они время от времени устанавливают
законы для человечества: ниспровергают прежние
и диктуют другие. Это и есть герои своего времени. На роль такого героя с тайной надеждой претендует и сам Раскольников. Круг заведенной жизни гений прорывает напором личного самоутверждения, которое основано на освобождении себя от тяжести норм, совокупно принятых на себя людьми, вообще. «Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп,
через кровь, то он внутри себя, по совести, может
дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Экспериментальным материалом для Раскольникова
служит его собственная жизнь и личность.
В сущности, трудоемкому
процессу отделения добра от зла — процессу,
который человек переживает всю жизнь и всей
своей жизнью, а не одним только рассудком, —
герой предпочитает энергичное ^одноактное» решение: встать по ту сторону добра и зла. Совершая это действие, он.
следуя своей теории, намерен выяснить,
принадлежит ли он лично к высшему человеческому разряду.
Как же выдерживает эксперимент Рас кольникова
его натура, его личность?
Первая реакция его на совершенное уже убийство — это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная. Недаром после преступления он
возвращается домой в состоянии умопомрачения и весь
следующий день проводитбудто в бреду. Затем он
сваливается в горячке и лежит в беспамятстве четыре
дня. Несмотря на то что он впоследствии встает на ноги, лихорадочное
состояние продолжается, не исчезая до конца.
Очевидно, что причина болезни духовная. Врач Зосимов определяет, что болезнь должна была готовиться в нем долгие месяцы. На самом деле начало болезни совпадает с моментом первоначального замысла убийства. Далее болезнь
продолжает истощать и изнурять его, грозя оказаться смертельной. Кроме того,
он переживает мучительное чувство
отъединения от людей, оно вспыхивает
в нем сразу после убийства, — это тоже голос внутренней правды и своего
рода наказание. Очень важен в этом смысле
эпизод на мосту, где Раскольников получает сначала удар кнутом, затем милостыню и оказывается единственный раз в романе лицом к лицу с « великолепной панорамой» столицы. Убийство поставило его не только против официального закона. Уголовного кодекса, имеющего параграфы и пункты, но и против другого, более глубокого неписаного закона человеческого общества. Таким образом, и преступление, и наказание начинаются
еще до убийства. Настоящее же, официальное
наказание начинается в эпилоге и оказывается для Раскольникова исцелением и возрождением.
В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими и благодаря им. «Воскресение» героя в эпилоге
— это итог человеческого взаимодействия едва
ли не всех героев романа. Но особую роль
здесь играет Софья Мармеладова, Духовное исцеление Раскол ьникова начинается с покаяния, к которому Соня подводит его, читая евангельскую историю о воскресении Лазаря. Она добивается от Расколышкова очень простого и одновременно
трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Раскольников совершает все так, как она хотела. Хотя внутренний порыв героя остался непонятый людьми» случайно оказавшимися
на площади и воспринявшими его действия как выходку пьяного человека.
Раскольников доводит задуманное до конца и
является с повинной.
Попрежнему убежденный в правильности своей теории, Раскольников понимает скорее сердцем, а не умом, что он совершил преступление. Но он не стремится переложить ответственность
за содеянное на обстоятельства, не принимает
оправдания своего поступка социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное положение. Он понимает, что за все совершенное он должен отвечать сам — пролитую им кровьа взять на себя».
Все же сила для воскресения в Родионе есть. Ведь в основе всей его программы было стремление к благу людей, и это позволило ему в конце концов
суметь принять их помощь. Скрытое, искаженное
гуманистическое начало, присутствовавшее в нем самом, и настойчивость
Сони, ее жертвенная любовь, дарят герою
внезапное озарение уже в эпилоге.
Он «воскресаете к новой, свободной
жизни, в которой есть добро и справедливость. |