Философские мотивы в
лирике М. КХ Лермонтова
Философские
мотивы, пронизывающие лирические
стихотворения Лермонтова, свидетельствуют о его трагическом
мироощущении, связанном с переживанием всеобщей разобщенности, одиночества человеческой личности в мире, которые
воспринимаются им как непреложный закон
бытия, В его стихах, по словам Белинского, «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие».
В них нет «пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце».
В стихотворении «Одиночество» 1830 года
шестнадцатилетний поэт говорит не о наслаждении
жизнью и ее радостях, а о страхе перед одиночеством, о страданиях, стесняющих
его сердце, о мечтах, которым не суждено сбыться и, наконец, о гробе,
ожидающем его в конце земного пути.
Для Лермонтова краткая земная жизнь человека несовершенна и мучительна по сравнению с вечной жизнью души на небе. Опираясь на философию Шеллинга, он противопоставляет именно небо и землю» а не небо и ад» Жизнь на земле — это изгнанье, а небо — дом для души. В стихотворении «Ангел», написанном в семнадцатилетнем возрасте, поэт выразил убеждение, что души людей
существуют во внеземном мире до рождения человека и
приносятся на землю ангелами, ими же
уносятся после смерти. Земная жизнь — это емир печали и слез», в котором
томится «младая» душа, сохранившая память о звуках небес, о той песне, которую ей пел ангел,
принесший ее на землю.
Поэт верил, что есть звуки» содержащие отголоски
прекрасных небесных сфер и роднящие человека с вечностью, соединяющие его с
теми, кого уже нет. Стихотворение «Есть речи — значенье...» 1839 года затрагивает тему «невыразимого», известную благодаря Жуковскому. Невыразимый смысл некоторых «речей» гораздо больше их «значенья», и они способны произвести волнение в душе того, кто внимает им. Смысл этих речей недоступен толпе, поскольку выражающее его слово рождается чудесным образом, из пламени и света, и непохоже на «шум мирской».
Признавая
иеоспоримое превосходство небесного мира
над земным, Лермонтов все же боится обезличивания
души за гробом. В 1832 году он писал Марии Лопухиной,
что ему нестерпима мысль о том, что его жизнь, он сам может в
один миг обратиться в ничто; «Страшно подумать, что
настанет день, когда я не смогу сказать: я!
При этой мысли весь мир есть не что иное, как ком
грязи». В стихотворении «1830. Мая. 16 числа»
он пишет: «Боюсь не смерти я. О нет! /
Боюсь исчезнуть совершенно». Страх перед неизвестностью, ожидающей его после смерти, приводит к привязанности к земному несовершенному миру. В этом же стихотворении поэт признается: «Люблю мучения земли».
В его стихах появляются мотивы покаяния перед
«всесильным» за любовь к «мраку земли могильному с
ее страстями». В своей первой «Молитве» он
признается, что его ум предпочитает бродить в
заблуждении далеко от Бога вместо того, чтобы
прислушиваться к Его живым речам. При таком
умонастроении лирического героя закономерно
появление богоборческих мотивов, получивших
наиболее дерзкое выражение в стихотворении «Благодарность» 1840
года. Это стихотворение удалось напечатать,
лишь заменив написание слова «Тебя» на «тебя», то есть со строчной
буквы. Стихотворение приобрело вид обращения
к кому-то, возможно, к женщине, а не к Богу. По словам Владимира
Соловьева, во многих ранних произведениях
Лермонтов говорит о Высшей силе с какою-то личною обидою, он как будто
считает ее виноватою перед ним, глубоко его
оскорбившею.
Неприятие
основ миропорядка, сомнение в его благости породили демонизм
Лермонтова, который он поначалу считал
непреодолимым, «И гордый демон не
отстанет, / Пока живу я от меня,..»,
— утверждает он в стихотворении «Мой
демон», написанном в 1831 году. Опираясь на философию Шеллинга и отчасти Шиллера, Лермонтов развивал идею оправдания высокого, страдающего зла. Но
идеал земного совершенства им все же не отвергнут. Стремление к нему вложено в сердце человека самим создателем. Однако и демон в какой-то мере к этому оказался причастен: «Покажет образ совершенства / И
вдруг отнимет навсегда / И, дав почувствовать блаженства,
/ Не даст мне счастья никогда».
В
зрелый период творчества Лермонтов вопреки многим
своим произведениям утверждает возможность
гармонии на земле, связь небесного мира и
земного. В стихотворении 1837 года «Когда
волнуется желтеющая нива...» запечатлены редкие
мгновения гармоничного слияния человека с природой и связанное с ним состояние
внутренней просветленности. Стихотворение представляет
собой одно предложение, первые три части
которого изображают время и условия достижения
счастья. В последнем четверостишии говорится
о преодолении тревоги» томящей душу лирического
героя» и о Боге, которого он видит в
небесах.
Слияние
со всем мирозданием — мечта, которую
высказывает Лермонтов в одном из своих последних
произведений — в стихотворении «Выхожу один
я на дорогу.,»« 1841 года. Лирический герой
здесь один на один с миром, каменистый путь, по которому он идет, — это
символ его жизненного пути. Окружающее его мироздание спокойно, величественно и прекрасно,
в нем все наполнено общением с Богом и друг с другом: «Пустыня внемлет Богу, / И звезда с звездою говорит». На этом фоне душевное состояние
героя мрачно» ему «больно» и «трудно». Он отрешился от прошлого и от
будущего и уже не ждет от жизни ничего, а хочет лишь обрести успокоение от терзающих его душу страстей, несбыточных
желаний и стремлений: «Я ищу свободы
и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть!» Сон, о котором мечтает лирический горой, это не состояние небытия, не «холодный сон могилы», а покой вечной жизни.
Наряду
со стремлением к покою и гармонии лермонтовский
художественный мир несет на себе отчетливую печать героического отношения к жизни. По убеждению Лермонтова, человек и вся жизнь подвластны року, могущественной судьбе.
В стихотворении «Валерик» поэт писал: «Быть
может, небеса Востока / Меня с ученьем их
пророка / Невольно сблизили». ^Фатализм несомненно нарастал в нем с годами л, однако он у Лермонтова «не только не исключает активности,
борьбы, риска, подвига, но к ним взывает и влечется».
«Он освобождает от страха перед неотвратимостью того, что должно сбыться и
вместе с тем вселяет отвагу риска,
жгучее стремление к испытанию всей
меры, всего напряжения.
Юношеское стихотворение Лермонтова «Парус», написанное в 1832 году
и ставшее его поэтическим манифестом, можно рассматривать как своего рода предельное выражение
романтического мироощущения
с его индивидуализмом, с трагедией
вечного несогласия. Сознание поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он часто видит неподвижность и отсутствие
жизни. Поэтому поиск
счастья в «Парусе» связан с бегством от него. Здесь Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных
начал. Он объединяет бурю
и покой, поиск смысла жизни и вечную неудовлетворенность найденным.
Такова философская основа творчества Лермонтова. Художественная философия поэта, выраженная в поэтических мыслях и образах, не является иллюстрацией к заранее выработанной понятийной
системе взглядов. Этим Лермонтов близок к
Пушкину. |