Литература
Пятница, 26.04.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 14 » Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
19:34
Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В процессе реализации своего грандиозного за­мысла, связанного с созданием романа о дека­бристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л. Н. Толстой намеренно об­ращается к историческим событиям памятного всем 1812 года. Это было время, отмеченное осо­бым подъемом патриотизма и национального са­мосознания.

 

Патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, и он может проявляться или в способности совершать герои­ческие поступки, заметные всем, или в повсе­дневной скрытой самоотверженности, часто ни­кому не заметной. Отбросив соображения корыс­ти, эгоистические расчеты, тщеславие, настоя­щим патриотом становился любой человек, для которого интересы общего дела оказываются главными. В этом заключалась нравственная ме­ра, которой Толстой мерил всех своих героев. Об­ращаясь к историческим событиям прошлого, Толстой стремится прежде всего найти в них эти­ческое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, инициативные и невольные участни­ки великого исторического «действа» 1812 года: Берг, старики Ростовьг, Наташа, смоленский ку­пец Ферапонтов и московский генералгуберна­тор граф Растопчин, Николай, Пьер» князь Анд­рей, Долохов, Кутузов — все они, от самых «эле­ментарных» до наиболее интеллектуальных лиц, измерены единой мерой и мера эта нравственная.

Патриотизм может быть истинным и может быть ложным. Истинный патриотизм прежде всего неразрывно связан с чувством ответствен­ности, которая не перекладывается на чужие плечи. Так, оказавшись перед необходимостью принять роковое решение о сдаче Москвы, Куту­зов размышляет о своей возможной вине за не­удачный ход военных действий. Он берет тя­жесть исторического события на себя не в момент победы и триумфа, когда одной верховной лич­ности так легко присвоить себе плоды тяжкого труда массы. Кутузов делает это в момент гибель­ный и страшный.

В этом смысле очень интересно поставлена ря­дом с Кутузовым фигура московскогогенералгу

бернатораРастопчина. Оставляя Москву, Растопчин почти теми же словами, что и Кутузов, выразит свою, прямо противоположную сущ­ность. Он будет думать, что это не он, а другие виноваты в случившемся, что какието изменни­ки довели дело до краха. Истинный патриот бе­рет все на себя, псевдопатриот ищет виноватого рядом.

Непримиримость по отношению к врагу, не­желание идти на какиелибо компромиссы с ним, пока противник полностью не будет поверг­нут, характеризует истинного патриота. Такое чувство скрыто или явно проявляли многие рус­ские люди: не только солдаты, непосредственно сражавшиеся в армии, или крестьяне, не желав­шие продавать французским фуражирам хлеб и сено и развернувшие партизанскую войну против захватчиков, но и княжна Марья, не пожелав­шая остаться под властью Наполеона на оккупи­рованной территории, и Ростовы, отдавшие сбои подводы под раненых солдат, и та безымянная барыня» которая хотела во что бы то ни стало уехать из Москвы, бросив свое имущество на про­извол судьбы, чтобы не оказаться под властью Наполеона. Думать о собственном благополучии, процветании для этих людей было просто невоз­можно, когда отечество находилось в смертель­ной опасности. Смоленский купец Ферапонтов, разбогатевший благодаря протекции Алдатыча, управляющего князя Николая Болконского, был готов раздать и даже сжечь все свое нажитое имущество, чтобы оно только не досталось врагу.

Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, ко­торое необходимо оказывать поверженному про­тивнику, когда в нем проснется человек, моля­щий о пощаде. Толстой не раз отметит гуман­ность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме.

ничего общего не имеющем с ожесточением и

злобой. Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невиннымпова­ромфранцузом перед сдачей Москвы, и Кутузо­ва, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны. Также от­ношение Николая Ростова к испуганному голу­боглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчикубарабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, — все это истинный моральный на­строй людей, действительно любящих свое отече­ство не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий накануне Боро­динского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связан­ной с утратой отца и разорением родового гнезда.

Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, за­метном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской пло­тины. Ему как опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность еражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия. Полк князя Андрея, не участвовавший в актив­ных действиях во время Бородинского сраже­ния, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным об­стрелом артиллерии.

И наконец, истинное чувство патриотизма не­совместимо с соображениями корысти и карье­ризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского

сражения не был заинтересован в победе рус­ских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующегоДля продвижения по служебной лестнице он был готов пожертво­вать удачным исходом сражения. Однако он лов­ко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Так, он вовремя делает нуж­ное замечание, которое было услышано Кутузо­вым, об ополченцах, перед сражением надевших чистые рубахи и приготовившихся к смерти.

Игра в патриотизм, а не истинное чувство свойственна тем представителям петербургской аристократии, которые поспешно нанимали учи­телей русского языка и отказывались ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к отечеству. Также вызывают недоверие у читателей и светские барыни, щипавшие в гос­тиных корпию, которая не доходила до раненых. Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щерба­тым, который был одним из самых незаменимых людей в партии Долохова. Он был способен сде­лать любую «грязную» или опасную работу: раз­жечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».

Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляли чудеса истинного пат­риотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков. Кризис­ные шестидесятые годы, в которые был написан роман «Война и мир», дают возможность поновому оценить ту сплоченность и единство, ко­торые достигла нация перед лицом общего вра­га, сплоченность и единство, принесшие победу всем.

Просмотров: 2340 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Истинный и ложный патриотизм в рома | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика