Литература
Четверг, 28.03.2024, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1344
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Картины природы и их художественная роль в лирике А, С. Пушкина
16:31
Картины природы и их художественная роль в лирике А, С. Пушкина

Картины природы и их художественная роль в лирике А, С. Пушкина

Неброский пейзаж среднерусской полосы, эк­зотическая красота южных земель, мрачные об­разы библейской пустыни — все эти картины на­полняют лирические стихотворения Пушкина. Однако принципы изображения природы, начиная с лицейского периода, постоянно меняются в зависимости от мировоззрения и эволюции худо­жественного метода поэта. Для каждого периода творчества характерны свои особенности вос­приятия и приемы воплощения пейзажа в лири-ческ их стих отворен ия х.

Во многих лицейских стихах прослеживается влияние классицизма. В стихотворении 1814 го­да «Воспоминания в Царском Селе» описание природы не имеет самостоятельного значения, оно выполняет функцию фона и вступления к по­вествованию об исторических событиях, государ­ственных деятелях и полководцах минувших времен. В начале стихотворения юный поэт опи­сывает окрестности дворца Екатерины II в Цар­ском Селе. Здесь создается не конкретный пей­заж Царского Села, а обобщенный образ приро­ды. Упоминаются отдельные детали, состав­ляющие этот пейзаж: «дол и рощи, «дальний лес, «ручей, бегущий в сень дубравы, тихая луна, «кремнистые водопады и озеро, в котором «плескаются наяды. По традиции классицизма в стихотворении встречаются образы, связанные с античной мифологией.

В лицейский период также заметно влияние сентиментализма, В стихотворении «Лицинию 1815 года есть характерное для сентименталис­тов противопоставление порочного города естест­венности сельской жизни. Лирический герой, возмущенный жизнью развратного города, при­зывает своего друга Лициния удалиться в дерев­ню. Там он надеется найти для себя «укромный, светлый дом «в прохладе древних рощ, на бере­гу морском.

То же самое противопоставление красоты и благости окружающей природы безобразиям, ца­рящим в человеческом обществе, прослеживает­ся в стихотворении петербургского периода «Де­ревня», написанном в 1819 году. Композиционно это стихотворение распадается на две части. Пер­вая часть — идиллическое описание мирной при­роды, являющейся источником всего положи­тельного для поэта. Именно в этом стихотворе­нии Пушкин описывает конкретный пейзаж окрестностей села Михайловского. Он упомина­ет  луг, уставленный душистыми скирдами», «светлые ручьи, шумящие в кустарниках, «двух озер лазурные равнины», которые можно было увидеть из окон барского дома. Завершая описание идиллически-мирной картины, поэт отмечает, что везде видны «следы довольства и труда». А вторая часть стихотворения — пам­флет, обличающий «невежества убийственный позор» — крепостное право, омрачающее жизнь общества.

Период южной ссылки совпал с увлечением романтизмом. В стихах, написанных на юге» по­являются образы романтической природы. По собственному признанию Пушкина, в ту пору ему «казались нужны пустыни» волн края жем-чужны, и моря шум, и груды скал.... В элегии «Погасло дневное светило.,.» появляется излюб­ленный романтиками образ угрюмого океана, по волнам которого летит корабль. Перед лириче­ским героем открываются « земли полуденной волшебные края». В основу другого стихотворе­ния южного периода — «Узник» — положено противопоставление тесной и сырой темницы бесконечным просторам, открывающимся из ее окна. Синеющая даль моря, ветер, гуляющий на просторе,— символы романтической свободы, о которой мечтает томящийся в неволе человек.

Ссылка в родовое село Михайловское, последо­вавшая за южной, оказалась новым поворотным моментом в мировоззрении Пушкина и перехо­дом от романтического метода к реалистичес­кому. Стихотворение «К морю», написанное в 1824 году, стало своеобразным прощанием с романтизмом как мировоззрением и как литера­турным методом. Центральный образ этого сти­хотворения — образ моря, природной стихии, гордой и своевольной, движущейся по собствен­ной прихоти. Однако свобода, свойственная мо­рю, недостижима для человека, находящегося на берегу и обреченного на плен и неподвижность, Образ моря в этом стихотворении сливается с об­разом друга. Лирический герой обращается к мо­рю как к одушевленному лицу: «ты ждал, ты».

После декабристский и поздний период творче­ства поэта можно по праву назвать реалистиче­ским. Именно тогда Пушкин выступает как но­ватор в изображении природы. В отличие от про­изведений предшествующих периодов, в стихо­творениях этого времени изображены картины природы среднерусской полосы, В стихотворе­нии «Зимнее утро» 1829 года описывается тор­жественная красота зимнего утреннего пейзажа. Здесь поэт использует яркие, прозрачные, свер­кающие краски: «голубые небеса», «прозрачный лес» Он тщательно отбирает глаголы и глаголь­ные формы: «блестя на солнце», «чернеет», «зе­ленеет», «блестит».

В этих стихотворениях не просто изображены картины природы, а существует параллель меж­ду ее состоянием и тем, что происходит в душе человека. Пейзаж, изображенный в элегии На холмах Грузии...», можно назвать психологиче­ским. Картины ночной природы, холмы Грузии, окутанные мглой, и шум Арагвы передают со­стояние души лирического героя, его печаль по поводу разлуки с возлюбленной.

В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, присутствуют все четыре времени года: зима, весна, лето, осень. И они являются своего рода страницами календаря души поэта. В каждом времени года поэт открывает для себя что-то лич­ное, В первых строфах стихотворения — «парад всех четырех времен года. Но именно осень, в ко­торой умирание соединено с вечной красотой, становится для поэта символом единства жизни и смерти, символом гармонии. Именно восприя­тие осенней природы является для поэта неис­черпаемым источником его творчества.

Помимо реалистического изображения картин природы, которые необходимы Пушкину для пе­редачи состояния души лирического героя, в не­которых стихотворениях появляется мифологи­ческий и философский пейзаж. В стихотворении «Пророк изображена «мрачная пустыня», по которой влачится томимый «духовной жаждою» человек. Здесь пустыня не конкретное место, в которое м оме но попасть, отправившись в путеше­ствие, — это символ испытаний и страданий, че­рез которые проходит человек, стремясь к духов­ной зрелости. В стихотворении «Анчар» дерево яда, также растущее в пустыне, отдаленно напо­минает библейское дерево познания добра и зла, плоды которого Бог запретил вкушать человеку, потому что это ведет к смерти.

Философские размышления поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и о судьбе присут­ствуют в стихотворении «Вновь я посетил,.,» 1835 года. В нем поэт снова описывает окрестнос­ти Михайловского. Здесь природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, как человек. Однако это обновление мыслится Пушкиным как прос­тое повторение, почти тождество. Ведь шум но­вых сосен, «племени младого, незнакомого, ко­торый когда-то услышит внук поэта, будет точно таким же» каким был шум его «старых знаком­цев», И этот шум затронет какие-то неведомые струны в душе потомка и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом по­вторяющемся, но не холодном, не равнодушном мире природы.

Просмотров: 1132 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Картины природы и их художественная, С. Пушкина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика