Картины природы и их
художественная роль в лирике А, С. Пушкина
Неброский пейзаж среднерусской полосы, экзотическая
красота южных земель, мрачные образы библейской пустыни — все эти картины наполняют
лирические стихотворения Пушкина. Однако принципы изображения природы, начиная с лицейского
периода, постоянно меняются в зависимости
от мировоззрения и эволюции художественного метода поэта. Для каждого
периода творчества характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лири-ческ их стих отворен ия х.
Во многих лицейских стихах прослеживается влияние
классицизма. В стихотворении 1814 года «Воспоминания в Царском Селе» описание природы
не имеет самостоятельного значения, оно выполняет функцию фона и вступления к повествованию
об исторических событиях, государственных деятелях и полководцах минувших времен.
В начале стихотворения юный поэт описывает окрестности дворца Екатерины II в
Царском Селе. Здесь создается не конкретный пейзаж Царского
Села, а обобщенный образ природы. Упоминаются отдельные детали, составляющие
этот пейзаж: «дол и рощи, «дальний лес, «ручей, бегущий в сень дубравы, тихая луна,
«кремнистые водопады и озеро, в котором «плескаются наяды. По традиции классицизма в
стихотворении встречаются образы, связанные с античной мифологией.
В лицейский период также заметно влияние сентиментализма,
В стихотворении «Лицинию 1815 года есть характерное для сентименталистов
противопоставление порочного города естественности сельской жизни. Лирический герой, возмущенный
жизнью развратного города, призывает своего друга Лициния удалиться в деревню. Там он надеется найти для себя «укромный, светлый дом «в прохладе древних рощ, на берегу
морском.
То же самое противопоставление красоты и благости
окружающей природы безобразиям, царящим в человеческом обществе, прослеживается
в стихотворении петербургского периода «Деревня», написанном в 1819 году. Композиционно это стихотворение распадается на две части. Первая
часть — идиллическое описание мирной природы, являющейся источником всего положительного
для поэта. Именно в этом стихотворении Пушкин описывает конкретный пейзаж окрестностей
села Михайловского. Он упоминает луг,
уставленный душистыми скирдами», «светлые ручьи, шумящие в кустарниках, «двух озер лазурные
равнины», которые можно было увидеть из окон
барского дома. Завершая описание идиллически-мирной картины, поэт отмечает, что везде видны «следы довольства и труда». А вторая часть стихотворения — памфлет,
обличающий «невежества убийственный позор»
— крепостное право, омрачающее жизнь общества.
Период
южной ссылки совпал с увлечением романтизмом.
В стихах, написанных на юге» появляются
образы романтической природы. По собственному
признанию Пушкина, в ту пору ему
«казались нужны пустыни» волн края жем-чужны,
и моря шум, и груды скал.... В элегии «Погасло дневное светило.,.»
появляется излюбленный романтиками образ
угрюмого океана, по волнам которого
летит корабль. Перед лирическим героем открываются « земли полуденной волшебные края». В основу другого стихотворения южного периода — «Узник» — положено противопоставление тесной и сырой темницы бесконечным просторам, открывающимся из ее окна.
Синеющая даль моря, ветер, гуляющий на просторе,—
символы романтической свободы, о
которой мечтает томящийся в неволе человек.
Ссылка в родовое село Михайловское, последовавшая
за южной, оказалась новым поворотным моментом в мировоззрении Пушкина и переходом
от романтического метода к реалистическому. Стихотворение «К морю», написанное в 1824
году, стало своеобразным прощанием с романтизмом
как мировоззрением и как литературным методом. Центральный образ этого стихотворения — образ моря, природной стихии, гордой и своевольной, движущейся по собственной
прихоти. Однако свобода, свойственная морю, недостижима для человека,
находящегося на берегу и обреченного на плен
и неподвижность, Образ моря в этом
стихотворении сливается с образом друга. Лирический герой обращается к
морю как к одушевленному лицу: «ты ждал, ты».
После декабристский и поздний период творчества
поэта можно по праву назвать реалистическим. Именно тогда Пушкин выступает как новатор
в изображении природы. В отличие от произведений предшествующих периодов, в стихотворениях этого времени изображены картины природы среднерусской полосы,
В стихотворении «Зимнее утро» 1829 года описывается торжественная красота
зимнего утреннего пейзажа. Здесь поэт использует яркие, прозрачные, сверкающие
краски: «голубые небеса», «прозрачный лес» Он тщательно отбирает глаголы и
глагольные формы: «блестя на солнце»,
«чернеет», «зеленеет», «блестит».
В этих стихотворениях не просто изображены картины
природы, а существует параллель между ее состоянием и тем, что происходит в
душе человека. Пейзаж, изображенный в элегии На холмах
Грузии...», можно назвать психологическим. Картины ночной природы, холмы
Грузии, окутанные мглой, и шум Арагвы передают состояние
души лирического героя, его печаль по поводу разлуки с возлюбленной.
В
отрывке «Осень», написанном в 1833 году, присутствуют
все четыре времени года: зима, весна,
лето, осень. И они являются своего рода страницами календаря души поэта. В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное, В первых строфах
стихотворения — «парад всех четырех времен года. Но именно осень, в которой умирание
соединено с вечной красотой, становится для
поэта символом единства жизни и смерти, символом гармонии. Именно
восприятие осенней природы является для
поэта неисчерпаемым источником его творчества.
Помимо
реалистического изображения картин природы, которые необходимы Пушкину для передачи
состояния души лирического героя, в некоторых
стихотворениях появляется мифологический и философский пейзаж. В
стихотворении «Пророк изображена «мрачная
пустыня», по которой влачится
томимый «духовной жаждою» человек.
Здесь пустыня не конкретное место, в которое
м оме но попасть, отправившись в путешествие, — это символ испытаний и
страданий, через которые проходит человек,
стремясь к духовной зрелости. В стихотворении «Анчар» дерево яда, также
растущее в пустыне, отдаленно напоминает библейское дерево познания добра и
зла, плоды которого Бог запретил вкушать человеку, потому что это ведет к смерти.
Философские размышления поэта о человеке и природе, о времени, о
памяти и о судьбе присутствуют в
стихотворении «Вновь я посетил,.,» 1835
года. В нем поэт снова описывает окрестности Михайловского. Здесь природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, как человек. Однако это обновление мыслится Пушкиным как простое
повторение, почти тождество. Ведь шум новых
сосен, «племени младого, незнакомого, который когда-то услышит внук поэта, будет точно таким же» каким был шум его «старых знакомцев»,
И этот шум затронет какие-то неведомые струны
в душе потомка и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не холодном, не равнодушном мире природы. |