М. ГОРЬКИЙ
(1868-1936)
Мастерство М. Горькогодраматургав
пьесе «На дне»
Мастерство
Горькогодраматурга в пьесе «На дне» проявляется в первую
очередь в выборе предмета изображения, а
также в сюжете и характере драматургического конфликта. Автора пьесы интересуют не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения, сколько сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы, и он требует специфических форм художественной
выразительности.
Для того чтобы изобразить в драме сценическими
средствами сознание людей» выброшенных на дно жизни в результате глубинных социальных процессов» протекавших в русском обществе на рубеже веков, Горькому нужно было найти соответствующий конфликт, в результате которого проявились бы противоречия сознания ночлежников, его сильные и слабые стороны. Однако социальный конфликт не совсем для этого пригоден, хотя в пьесе он представлен на нескольких уровнях. Это конфликт между хозяевами ночлежки — супругами Костылевыми и ее обитателями. Он
ощущается героями на протяжении всей пьесы, но
оказывается как бы статичным, лишенным динамики, не развивающимся, потому что Костылевы сами не так уж далеко в
общественном плане ушли от обитателей
ночлежки. Отношения между ними могут создать лишь напряжение, но не стать
основой драматургического конфликта, способного «завязать» драму. Кроме того, каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на «дне» жизни. Но эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и потому не становятся основой конфликта драматургического. В пьесе обнаруживается лишь результат общественных неурядиц,
столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти
столкновения,
В драме присутствует и традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, жены Костылева Василисы, самого хозяина ночлежки и Наташи. Экспозиция, или исходная ситуация любовного конфликта в пьесе, это появление в ночлежке Костылева и разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет свою жену Василису, изменяющую ему с Васькой Пеплом. Завязка — это изменение исходной ситуации» влекущее за собой возникновение конфликта. Завязкой оказывается
появление в ночлежке Наташи, ради которой
Пепел оставляет Василису. Кульминация,
высшая точка в развитии конфликта, вынесена
за сцену: мы не видим, как именно Василиса
ошпаривает кипятком Наташу, лишь узнаем об
этом по шуму и крикам насценой и разговорам ночлежников. Убийство Костылева
Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.
Разумеется, любовный конфликт становится и гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека и самые возвышенные чувства, даже та
кое,
как любовь, ведут не к обогащению личности,
но к смерти, увечью, убийству и каторге. Развязав таким образом любовный конфликт, Василиса выходит из него
победительницей, достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику
Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе,
избавляется от нелюбимого мужа и становится
единовластной хозяйкой ночлежки. Е Василисе
не осталось ничего человеческого» и ее нравственное
оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и
обитатели ночлежки, и ее хозяева.
Но любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического
конфликта, потому что ночлежники не
участвуют в происходящих событиях, оставаясь
лишь сторонними зрителями. Следовательно,
любовный конфликт тоже не создает ту ситуацию, которая может лечь в основу конфликта драматургического.
Выбран предметом своего изображения сознание
ночлежников во всей его противоречивости, Горький
отказывается от традиционных форм художественной выразительности. В его
пьесе традиционное внешнее действие, или
события уступают место так называемому внутреннему действию. На сцене
воспроизводится обыденная жизнь с ее мелкими ссорами между ночлежниками, ктото из героев появляется и исчезает вновь, но не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими.
Философская проблематика заставляет
драматурга трансформировать традиционные
формы драмы: сюжет проявляется не в действиях героев, но в их диалогах. Именно
разговоры ночлежников определяют
развитие драматургического конфликта: действие переводится Горьким во
внесобытийный ряд.
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся
со своим трагическим положением
на «дне» жизни. Все, за исключением Клеща, и не думают о возможности выбраться отсюда, но заняты лишь мыслями о сегодняшнем дне или же, подобно Барону, обращены к воспоминаниям о прошлом.
Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них — и это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент» когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни.
Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже Горького, и составляют его истинную сутьОказывается, проститутка Настя
мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся
человек, разложившийся алкоголик, вспоминает
о творчестве и всерьез задумывается о
возвращении на сиену; «потомственный» вор Васька
Пепел обнаруживает в себе стремление к
честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там
крепким хозяином. Мечты обнажают истинную
человеческую суть героев Горького, их глубину
и чистоту. Так проявляется еще одна грань
социального конфликта: глубина личности
героев, их благородные устремления оказываются в
вопиющем противоречии с их теперешним
социальным положением. Устройство общества
таково, что человек не имеет возможности
реализовать свою истинную суть.
Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. «Я и жуликов уважаю, помоему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все —
прыгают...& — так говорит он,
обосновывая свое право называть своих новых соседей «честным народом» и отвергая возражение Бубнова: «Выл честной, да позапрошлой весной». Истоки такой
позиции — в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек
изначально хорош и лишь социальные
обстоятельства делают его плохим и несовершенным. В подтверждение своей
точки зрения он рассказывает о жуликах, которые залезли в его дом и хотели его обокрасть, нов
конце концов стали его друзьями. Этот рассказ Луки проясняет причину его
теплого и доброжелательного отношения ко
всем людям — в том числе и тем, кто
оказался на «на дне» жизни.
Позиция Луки предстает в
драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным. Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие скрытые стороны их натуры, о которых они
даже не подозревают. Его вера в лучшее находит
свое выражение в притче о человеке, который, разуверившись в существовании
праведной земли, удавился. Лука
полагает, что человека нельзя лишать надежды» пусть иллюзорной. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу героя притчи о праведной земле, рассказанной Лукой.
Та вера в себя, которая проснулась в
сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной и с исчезновением
Луки тут же а угасла. Дело в слабости
самих героев, в их неспособности противостоять социальным обстоятельствам. Поэтому главное обвинение
автор адресует не Луке, а самим героям,
неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю
действительности, Горькому удается вскрыть
одну из характерных черт русского национального характера: неудов
лет вор енн ость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность чтотопредпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука у ночлежников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому столь драматично переживают герои потерю Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как ебеспачпортный» Лука.
Лука — идеолог пассивного
сознания, столь неприемлемого для Горького» Он и есть тот самый «безумец», навевающий «человечеству сон золотой», о котором говорится в стихотворении, прочитанном Актером,
Но кто мог возразить на это герою, кто мог противопоставить
хоть чтото его пассивной идеологии? Такого
героя в ночлежке не было. Суть в том,
что «дно» не может выработать иной идеологической позиции, поэтому столь близки его обитателям оказываются Идеи Луки. Но его проповедь дала импульс для некой антитезы, для возникновения новой жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин: «Да, это он, стараядрожжа, проквасил нам сожителей... Старик? Он — умница! Старик — не шарлатан! Что такоеправда? Человек — вот правда! Он это понимал,., вы — нет!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...»
И его знаменитый монолог о
человеке, в котором он утверждает
необходимость уважения, но не жалости, а жалость
рассматривает как унижение, утверждает иную
жизненную позицию. Однако это только зарождение,
лишь самый первый шаг на пути формирования
активного сознания,
способного к изменению социальных обстоятельств, к
противостоянию им.
Хотя пьеса заканчивается самоубийством Актера,
однако, несмотря на такой финал, ее нельзя считать
трагедией, потому что Актер не геройидеолог
и его конфликт с обществом не идеологический.
Он не обладает собственной идеологией,
которая утверждается ценой его смерти» а его смерть — акт отчаяния и неверия в собственные силы и возможность
возрождения. Среди героев «дна» нет
явных идеологов, противостоящих реальности. Ими еще не достигнут тот
уровень сознания, когда оказывается
возможным трагическое мировосприятие жизни, предполагающее осознанное
противостояние обстоятельствам. Такого героя
в ночлежке Костылева, на «дне» жизни
Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне»
как социальнофилософе кую и социальнобытовую драму.
Творческий метод, которым пользовался Горькийдраматург, — это реализм, основной чертой которого становится исследование взаимосвязи характеров с социальными, историческими, бытовыми обстоятельствами жизни людей. Постигая сложную взаимосвязь характеров со средой, исследуя пути воздействия обстоятельств на характеры.
Горький в драме «На дне» продолжает традицию
критического реализма, связанную с именами
Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова,
Писарева. |