Мотив — это простейшая составная часть сюжета в
произведениях искусства. Он может быть выделен в пределах одного или нескольких произведений
писателя. Мотив прямо соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но лишен самостоятельности. Понятие мотива уже понятия темы,
но иногда сближается с ним или даже отождествляется.
Часто, особенно в лирике, мотивы становятся символами: дорога у Гоголя, пустыня
у Лермонтова, метель у Пушкина. Мотивы могут играть сюжетообразующую роль в
повествовательном и драматическом произведениях. Чтобы выделить мотив,
необходимо проанализировать все случаи
употребления опорного понятия.
Например, мотив одиночества в творчестве
Лермонтова выражается с помощью слов
«один» («Один я здесь, как царь воздушный...&,
«Выхожу один я на дорогу...*), «одиночестве» («Как страшно жизни сей оковы / Нам в одиночестве
влачить...*), «одинока* («На севере диком стоит одиноко,.,»), «уединенный* («И вижу гроб уединенный...в), «пустыня* («И вот в пустыне я живу...»). Мотив одиночества также реализуется в образах дубового листка, оторвавшегося
от родимой ветки, одинокого утеса, плачущего
в пустыне, сосны, одиноко стоящей на голой вершине, и пальмы, в одиночестве грустящей на горючем утесе, паруса, белеющего в голубом
тумане моря. Мотивы одиночества встречаются в
стихотворениях, разных по тематике:
«Одиночество^, «Парус», «Смерть поэта*, «Пророк*, «Листок*, «Выхожу один
я на дорогу.,.*, и переходят в прозу («Герой нашего времени*).
Особенную роль в художественном мире романа
М.А.Шолохова «Тихий Дон» играет мотив материнской любви, который находит свое выражение
в таких словах, как «тревога*, «жалость*, «тоска*, «сострадание». Он звучит все более
отчетливо
по мере того, как в романе совершается бесконечное множество преступлений, а
человеческая кровь льется как вода. В VIIчасти офицер Донской армии, прилетевший для совещания с повстанцами
в станицу Вешенскую, холодно советует
Кудинову избавиться от пленных красноармейцев,
называя их «сволочью, являющейся рассадником
всяких болезней, как физических, так и
социальных*. На следующий день партию пленных
в двести человек, изможденных, еле переставлявших
ноги, вывели за станицу и вырубили
всех до единого. Из второй партии уцелело только восемнадцать человек. Среди них был молодой красноармеец,
который, казалось, сошел с ума от всего, что ему довелось перенести. На одном
из хуторов над ним сжалилась сердобольнаястаруха, упросившая конвойных освободить его, так
как теперь он *к Богу стал ближе* и его загубить— великий грех* Однако она с самого начала
догадалась, что этот красноармеец притворялся, и решила спасти его жизнь. Будучи матерью
трех погибших сыновей, она жалела всех *юношев, какие в войсках служат, на
войне воюют*. Ее любовь не посчиталась с тем, на чьей стороне
сражался этот молодой солдат»
Провожая в очередной раз Григория на войну, Ильинична
препоручила его заступничеству Царицы Небесной, которая тоже была матерью, потерявшей
своего сына, а поэтому могла понять материнские чувства другой женщины. Позже, чувствуя
приближение смерти, Ильинична тревожилась не за себя, а за судьбу своего единственного,
оставшегося в живых сына, она даже простила Аксинью, которая была виновницей семейных
неурядиц Григория. Материнская любовь Ильиничны простирается так далеко, что она
принимает как родного сына Мишку Кошевого, убившего Петра, заметив, как теплели потухшие
глаза «душегуба *, останавливаясь на маленьком
Мишатке: «И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку — та щемящая
материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, —- проснулась в сердце
Ильиничны*. Так же трогательна любовь и забота, с которой
мать самого Мишки, уходя из дома, накрыла в подполе стол для сына. Она ждала его
как самого дорогого гостя, и черствое Мишкшю сердце
дрогнуло любовью и жалостью к ней. Материнская любовь к осиротевшим детям Григория
проснулась в сердце Аксиньи. Она, подобно умиравшей Наталье, боялась разбудить их» когда
они спали около нее. Глядя на уснувших детишек, она
«вдруг ощутила такую безжалостную, режущую тоску, что горло ее перехватила спазма».
Спасительная сила любви — это своего родапуть,
предлагаемый автором для решения сложных и
запутанных проблем, вызванных борьбой за
власть, идеологическим противостоянием героев, их попытками определить свою принадлежность к тому или иному социальному лагерю.