Н.В. ГОГОЛЬ
(1809-1852)
Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Л, Н, Толстой, обративший внимание на своеобразие жанра «Мертвых душ», сказал, что Гоголь написал не роман и не повесть, а нечто совершенно оригинальное» потому что каждому большому художнику свойственно создавать свои формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразным, то
разнообразной может быть и их форма. Это
высказывание перекликается с известными словами самого Гоголя, сообщавшего в
письме к М.Погодину, что вещь, над которой он трудится» «не похожа ни на повесть, ни на роман» и что если Бог поможет ему выполнить его поэму так,
как должно, то это будет его первое порядочное
творение. Таким образом, очевидно, что Гоголь
не хочет повторять ни один из известных ему
жанров, а конструирует совершенно новое
жанровое целое, для обозначения которого он использует
слово «поэма».
Определив
жанр своего произведения как поэму,
писатель тем самым подчеркивает равноправие
эпического, или повествовательного, и лирического
начал в нем. Наличие лирического элемента в
«Мертвых душах» отмечал и Белинский,
говоря о «глубокой, всеобъемлющей и гуманной
субъективности» автора. Эта субъективность проявляется не в одних только
лирических отступлениях, а также тто ходу
самого повествования в авторских
оценках и комментариях.
Эпическая и лирическая части поэмы отличаются по целям, которые ставит перед собой писатель.
Задача эпической части — сатирически показать
«хотя бы с одного боку всю Русь». В лирической же части возникает положительный идеал автора, выраженный в его размышлениях о судьбе человечества в целом и путях
исторического развития Руси, о
жизненных силах русской нации,
призванной еще сказать миру свое небывалое
слово.
Такое противопоставление по целям и задачам отражается в
языке поэмы. Если в «Евгении Онегине»
Пушкина и повествование, и лирические отступления
написаны разговорным языком образованного светского человека и переход от
одного к другому практически незаметен, то
язык лирических отступлений в
«Мертвых душах» соответствует возвышенной задаче. Здесь используется
высокий стиль речи и средства, приближающие
язык лирических отступлений к поэтическому.
В
проекте «Учебной книги словесности для русского юношества» Гоголь также говорит
о «меньших родах эпопеи», или малой эпопее.
Признаки, приписываемые этому жанру,
позволяют отнести к нему и «Мертвые души». Меньший род эпопеи — это повествовательное сочинение, находящееся
посередине между романом и эпопеей, героем
которого «бывает хотя частное и невидное
лицо, но, однако же, значительное во многих
отношениях для наблюдателя души человеческой».
Автор ведет его «сквозь цепь приключений и перемен». Такой герой нужен ему,
чтобы представить верную картину нравов» обрисовать недостатки, злоупотребления» пороки, замеченные им во взятой эпохе и времени.
Такие произведения время
от времени появлялись у многих народов, примером может служить «Дон Кихот» Сервантеса.
«Мертвые души» также сравнивали и с эпопеей, называя это произведение «русской «Одиссе-ей» или
«русской «Илиадой» по затронутой Гоголем
всеобъемлющей проблематике» Однако Белинский
утверждает, что это неверно, так как «Илиада» —
это универсальное произведение» а «Мертвые
души» — глубоко национальное и понятное
только русскому человеку.
Романное начало в «Мертвых душах» связано прежде всего с
образом Чичикова, хотя его нельзя назвать
героем романа в традиционном смысле этого
слова. Именно его Гоголь ведет от помещика к
помещику, от приключения к приключению и даже
из одного города в другой. В первых шести
главах он лишь композиционно связующий образ
и дан в ряду других образов, описанных
автором не менее подробно»
Как сквозной персонаж Чичиков обладает многими преимуществами. Благодаря его актив-ности автор может показать читателю различные углы и захолустья бесконечной страны, непринужденно и естественно соединить различные сферы русской жизни, показать государственную и светскую, частную и хозяйственную жизнь дворянского общества, заглянуть даже в такие места, «куда бы никакому автору не пришло в мысль забраться».
В этой части повествования сюжет тяготеет к хроникальному.
Повествование построено как последовательный рассказ об одной из авантюр, задуманной героем» Логически не связанные эпизоды следуют один за другим во времени, объединенные похождениями героя. Сюжетообразую-щим становится мотив дороги или путешествия, в которое отправляется Чичиков ради приобретения мертвых душ. Однако во второй части I тома появляются элементы концентрического
сюжета: одно событие влечет за собой другое и
между ними появляется причинно-следственная связь.
Здесь возникают намеки на традиционную для романа
любовную интригу, которая наметилась в истории с
губернаторской дочкой, а также появляется сплетня
как элемент романного сюжета,
Как эпическое произведение «Мертвые души» тесно связаны с жанром плутовского романа, популярного в европейской литературе в XVII— XVIII веках» Литературные произведения, принадлежавшие к этому жанру, появились сначала в Испании, а затем в Англии, Франции и Германии, К ним относятся такие известные романы, как «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо, «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга, «Хромой бес» и «История Жиль Блаза из Сантильяны» Лесажа. На сопоставление с ними читателей толкали первые издатели
«Мертвых душ». Уступая требованиям цензуры,
они были вынуждены печатать произведение
Гоголя под названием «Похождения Чи-чи-кова,
или Мертвые души».
В
соответствии с принципами плутовского романа главным действующим лицом
в произведении Гоголя является пройдоха и
авантюрист, а не добродетельный герой
нравоучительных романов эпохи классицизма и не герой романтических и светских повестей. Предваряя биографию Чичикова, автор объясняет свой выбор тем, что слово
с добродетельны и человек» давно уже «праздно
вращается на устах», поэтому «пора наконец
припрячь и подлеца». Слово «подлеца имеет
несколько значений. Оно обозначает и человека низкого происхождения,
выходца из черни, и того, кто для
достижения цели готов на все. Таким
образом, центральной фигурой поэмы Гоголя
становится не высокий герой, а антигерой»
Результатом воспитания,
которое получал высокий герой, становилась
честь. Чичиков же проделывает путь «анти вое питания», результатом которого становится еантичесть». Вместо высокого кодекса морали он усваивает искусство жизни среди невзгод и злоключений. Свое счастье он видит в материальном достатке — этой несомненной реальности, а не в чести — пустой видимости.
Подобно герою плутовского романа, Чичиков не изменяется
под влиянием внешних обстоятельств. Он пытается
или обмануть общество, или приспособиться к нему, хитроумно действуя
б обманутом и обманывающем мире. Его жизненная линия полна взлетов и падений. Не имея высокого происхождения, он подчиняет все свои душевные силы и способности стремлению подняться вверх и удержаться на жизненной волне.
Плутовской роман имеет сатирическую направленность и дает
возможность широко показать социальную панораму. Однако произведение
Гоголя по проблематике намного шире плутовского романа. В нем отражены не только бытовая, социальная стороны жизни
русского общества с ее недостатками
и пороками, но и ее духовное бытие, связанное с процессом омертвения человеческих душ, который захватил все стороны личной и общественной жизни России.
Композиция поэмы состоит из трех частей и связана с одной из авантюр Чичикова. Именно ради этого он появляется в губернском городе в первой главе поэмы и знакомится с чиновниками.
Затем в главах со второй по шестую он посещает
помещиков, разъезжая по губернии. В седьмой главе он возвращается в
город, чтобы оформить купчие на
приобретенных им крестьян. Наконец, в одиннадцатой главе, которая вместе
с
первой
обрамляет все действие, он покидает город из-за возникшего скандала, благополучно увозя с собой все купчие. В этой же
главе помещается его
история жизни, что отчасти противоречит традиции романа, так как обычно биографии героев предшествовали
завязке.
Основным конфликтом поэмы является противоречие реального и должного, низкого и высокого в положении и характере русского человека. Этапы развития конфликта расположены необычно. Завязка отнесена к прошлому: в фило-софско-историческом плане о ней повествуется в лирических отступлениях, а о начале пути Чичикова говорится в его биографии, которая приводится в конце поэмы. К будущему отнесена и развязка социально-исторического конфликта, связанного с судьбой России, и развязка в судьбе героя.
Первая глава представляет экспозицию в конфликте
поэмы. В связи с отсутствием в начале поэмы
отчетливой завязки вслед за экспозицией
следует развитие действия.
Особенность
композиции поэмы «Мертвые души» определяется
(наряду с трехчастным построением) присутствием в
тексте лирических отступлений и вставных элементов. К вставным элементам относятся притча о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче и новелла «Повесть о капитане Копейкине»,
которым Гоголь придавал большое значение. Они помогали философски обобщить
содержание поэмы и выразить ее глубоко национальный
характер.
Своеобразие
жанра и композиции «Мертвых душа Гоголь подчинил
выполнению грандиозной художественной задачи, связанной с познанием России через постижение природы русского человека. В «Авторской исповеди» он писал, что хотел представить русского человека «со всем разнообразием богатств и даров, доставшимися на его долю преимущественно пред другими народами, и со всем множеством тех недостатков, которые также находятся в нем, —
также преимущественно
перед всеми другими народами». |