Литература
Четверг, 25.04.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 8 » Н.В. ГОГОЛЬ (1809-1852) Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
15:53
Н.В. ГОГОЛЬ (1809-1852) Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н.В. ГОГОЛЬ

(1809-1852)

Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Л, Н, Толстой, обративший внимание на свое­образие жанра «Мертвых душ», сказал, что Го­голь написал не роман и не повесть, а нечто со­вершенно оригинальное» потому что каждому большому художнику свойственно создавать свои формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнооб­разным, то разнообразной может быть и их фор­ма. Это высказывание перекликается с известны­ми словами самого Гоголя, сообщавшего в пись­ме к М.Погодину, что вещь, над которой он трудится» «не похожа ни на повесть, ни на ро­ман» и что если Бог поможет ему выполнить его поэму так, как должно, то это будет его первое порядочное творение. Таким образом, очевидно, что Гоголь не хочет повторять ни один из извест­ных ему жанров, а конструирует совершенно но­вое жанровое целое, для обозначения которого он использует слово «поэма».

Определив жанр своего произведения как по­эму, писатель тем самым подчеркивает равно­правие эпического, или повествовательного, и лирического начал в нем. Наличие лирического элемента в «Мертвых душах» отмечал и Белин­ский, говоря о «глубокой, всеобъемлющей и гуманной субъективности» автора. Эта субъектив­ность проявляется не в одних только лирических отступлениях, а также тто ходу самого повество­вания в авторских оценках и комментариях.

Эпическая и лирическая части поэмы отлича­ются по целям, которые ставит перед собой писа­тель. Задача эпической части — сатирически по­казать «хотя бы с одного боку всю Русь». В лири­ческой же части возникает положительный иде­ал автора, выраженный в его размышлениях о судьбе человечества в целом и путях историче­ского развития Руси, о жизненных силах рус­ской нации, призванной еще сказать миру свое небывалое слово.

Такое противопоставление по целям и задачам отражается в языке поэмы. Если в «Евгении Оне­гине» Пушкина и повествование, и лирические отступления написаны разговорным языком об­разованного светского человека и переход от од­ного к другому практически незаметен, то язык лирических отступлений в «Мертвых душах» со­ответствует возвышенной задаче. Здесь исполь­зуется высокий стиль речи и средства, прибли­жающие язык лирических отступлений к поэти­ческому.

В проекте «Учебной книги словесности для русского юношества» Гоголь также говорит о «меньших родах эпопеи», или малой эпопее. Признаки, приписываемые этому жанру, позво­ляют отнести к нему и «Мертвые души». Мень­ший род эпопеи — это повествовательное сочине­ние, находящееся посередине между романом и эпопеей, героем которого «бывает хотя частное и невидное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души чело­веческой». Автор ведет его «сквозь цепь приклю­чений и перемен». Такой герой нужен ему, чтобы представить верную картину нравов» обрисовать недостатки, злоупотребления» пороки, замеченные им во взятой эпохе и времени. Такие произ­ведения время от времени появлялись у многих народов, примером может служить «Дон Кихот» Сервантеса.

«Мертвые души» также сравнивали и с эпопе­ей, называя это произведение «русской «Одиссе-ей» или «русской «Илиадой» по затронутой Гого­лем всеобъемлющей проблематике» Однако Бе­линский утверждает, что это неверно, так как «Илиада» — это универсальное произведение» а «Мертвые души» — глубоко национальное и по­нятное только русскому человеку.

Романное начало в «Мертвых душах» связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нель­зя назвать героем романа в традиционном смыс­ле этого слова. Именно его Гоголь ведет от поме­щика к помещику, от приключения к приключе­нию и даже из одного города в другой. В первых шести главах он лишь композиционно связую­щий образ и дан в ряду других образов, описан­ных автором не менее подробно»

Как сквозной персонаж Чичиков обладает многими преимуществами. Благодаря его актив-ности автор может показать читателю различные углы и захолустья бесконечной страны, непри­нужденно и естественно соединить различные сферы русской жизни, показать государственную и светскую, частную и хозяйственную жизнь дворянского общества, заглянуть даже в такие места, «куда бы никакому автору не пришло в мысль забраться».

В этой части повествования сюжет тяготеет к хроникальному. Повествование построено как последовательный рассказ об одной из авантюр, задуманной героем» Логически не связанные эпи­зоды следуют один за другим во времени, объеди­ненные похождениями героя. Сюжетообразую-щим становится мотив дороги или путешествия, в которое отправляется Чичиков ради приобретения мертвых душ. Однако во второй части I тома появляются элементы концентрического сюже­та: одно событие влечет за собой другое и между ними появляется причинно-следственная связь. Здесь возникают намеки на традиционную для романа любовную интригу, которая наметилась в истории с губернаторской дочкой, а также появ­ляется сплетня как элемент романного сюжета,

Как эпическое произведение «Мертвые души» тесно связаны с жанром плутовского романа, по­пулярного в европейской литературе в XVIIXVIII веках» Литературные произведения, при­надлежавшие к этому жанру, появились сначала в Испании, а затем в Англии, Франции и Герма­нии, К ним относятся такие известные романы, как «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо, «История Тома Джонса, найде­ныша» Филдинга, «Хромой бес» и «История Жиль Блаза из Сантильяны» Лесажа. На сопо­ставление с ними читателей толкали первые из­датели «Мертвых душ». Уступая требованиям цензуры, они были вынуждены печатать произ­ведение Гоголя под названием «Похождения Чи-чи-кова, или Мертвые души».

В соответствии с принципами плутовского ро­мана главным действующим лицом в произведе­нии Гоголя является пройдоха и авантюрист, а не добродетельный герой нравоучительных ро­манов эпохи классицизма и не герой романтических и светских повестей. Предваряя биографию Чичикова, автор объясняет свой выбор тем, что слово с добродетельны и человек» давно уже «праздно вращается на устах», поэтому «пора на­конец припрячь и подлеца». Слово «подлеца имеет несколько значений. Оно обозначает и че­ловека низкого происхождения, выходца из чер­ни, и того, кто для достижения цели готов на все. Таким образом, центральной фигурой поэмы Гоголя становится не высокий герой, а антигерой»

   Результатом воспитания, которое получал высо­кий герой, становилась честь. Чичиков же проде­лывает путь «анти вое питания», результатом ко­торого становится еантичесть». Вместо высокого кодекса морали он усваивает искусство жизни среди невзгод и злоключений. Свое счастье он ви­дит в материальном достатке — этой несомнен­ной реальности, а не в чести — пустой види­мости.

Подобно герою плутовского романа, Чичиков не изменяется под влиянием внешних обсто­ятельств. Он пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, хитроумно действуя б обманутом и обманывающем мире. Его жизнен­ная линия полна взлетов и падений. Не имея вы­сокого происхождения, он подчиняет все свои ду­шевные силы и способности стремлению под­няться вверх и удержаться на жизненной волне.

Плутовской роман имеет сатирическую на­правленность и дает возможность широко пока­зать социальную панораму. Однако произведение Гоголя по проблематике намного шире плутов­ского романа. В нем отражены не только быто­вая, социальная стороны жизни русского обще­ства с ее недостатками и пороками, но и ее духов­ное бытие, связанное с процессом омертвения человеческих душ, который захватил все сторо­ны личной и общественной жизни России.

Композиция поэмы состоит из трех частей и связана с одной из авантюр Чичикова. Именно ради этого он появляется в губернском городе в первой главе поэмы и знакомится с чиновника­ми. Затем в главах со второй по шестую он посе­щает помещиков, разъезжая по губернии. В седь­мой главе он возвращается в город, чтобы офор­мить купчие на приобретенных им крестьян. Наконец, в одиннадцатой главе, которая вместе с

 первой обрамляет все действие, он покидает го­род из-за возникшего скандала, благополучно увозя с собой все купчие. В этой же главе поме­щается его история жизни, что отчасти противо­речит традиции романа, так как обычно биогра­фии героев предшествовали завязке.

Основным конфликтом поэмы является про­тиворечие реального и должного, низкого и вы­сокого в положении и характере русского чело­века. Этапы развития конфликта расположены необычно. Завязка отнесена к прошлому: в фило-софско-историческом плане о ней повествуется в лирических отступлениях, а о начале пути Чичи­кова говорится в его биографии, которая приво­дится в конце поэмы. К будущему отнесена и раз­вязка социально-исторического конфликта, свя­занного с судьбой России, и развязка в судьбе героя. Первая глава представляет экспозицию в конфликте поэмы. В связи с отсутствием в нача­ле поэмы отчетливой завязки вслед за экспози­цией следует развитие действия.

Особенность композиции поэмы «Мертвые ду­ши» определяется (наряду с трехчастным постро­ением) присутствием в тексте лирических от­ступлений и вставных элементов. К вставным элементам относятся притча о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче и новелла «Повесть о капитане Копейкине», которым Гоголь придавал большое значение. Они помогали философски обобщить содержание поэмы и выразить ее глубоко нацио­нальный характер.

Своеобразие жанра и композиции «Мертвых душа Гоголь подчинил выполнению грандиозной художественной задачи, связанной с познанием России через постижение природы русского че­ловека. В «Авторской исповеди» он писал, что хотел представить русского человека «со всем разнообразием богатств и даров, доставшимися на его долю преимущественно пред другими народами, и со всем множеством тех недостат­ков, которые также находятся в нем, — также преимущественно перед всеми другими наро­дами».

Просмотров: 1224 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Н.В. ГОГОЛЬ (1809-1852) Особенности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика