Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин
17:03
Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин
Образ
автора в
романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
,,,Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница.
А.
С. Пушкин
«Евгений Онегин» — лироэпическое произведение, роман в стихах,
поэтому и лирическое, и эпическое начала в
нем равноправны. Эта особенность
делает образ автора в романе не менее важным, чем образы героев. Образ автора
способствует расширению границ
романа, созданию «энциклопедии
русской жизни, атмосферы свободной
композиционной активности. Кроме того, он определенным образом
организует взаимоотношения поэта и читателя,
позволяет читателю понять отношение поэта к миру и к себе.
Наиболее четко образ автора в романе раскрывается
в лирических отступлениях, которые в большей мере представляют автора как героя своего
романа.
В первой главе романа автор — лицо, которое выполняет
многообразные функции — ведет диалог с читателем романа, представляет своих
героев. В лирических отступлениях он размышляет о своем
отношении к различным явлениям русской культуры, таким, как балы и театры. Пушкин
дает очерк истории русского театра, причем время и место действия первой главы совпадают с
реальными событиями жизни поэта. Годы, проведенные в Петербурге перед южной ссылкой, были
периодом его исключительно напряженных театральных интересов, В это время он
сблизился с кружком молодых театралов — «Зеленая лампа»,
которые соединяли литературно-театральные интересы с политическими и были связаны
с «Союзом благоденствия.
Так как основным предметом изображения в романе
является высший свет, то отношение к нему помогает раскрыть внутренний мир автора. Он показывает, что человек света зависим от мнений
других, духовно несвободен, в своих поступках
он руководствуется принципом что скажет
Марья Алексевна», а не внутренним чувством ответственности. В свете извращаются самые чистые, святые чувства: дружба превращается в скрытую вражду, любовь— в «науку страсти нежной №.
Все
это волнует автора, поэтому в лирические отступления вкраплены поэтические
воспоминания, размышления Пушкина,
биографические подробности, краткие
характеристики русских писателей, суждения о культуре, многогранности
русской действительности — так создается Пушкиным
художественный образ русской эпохи. Лирические отступления также
воссоздают и все этапы биографии самого
автора. Он упоминает, как «безмятежно
процветал «в садах Лицея», как
посещал петербургские театры и балы, гулял
по Невскому проспекту, «как часто по скалам Кавказа» скакал на коне, как «плоды своих мечтаний и гармонических
затей читал старой няне в
Михайловском.
Мир автора, однако, шире, чем рамки
лирических отступлений. Автор не только
лирический герой, он повествователь, В качестве
повествователя он выступает в произведении в разных лицах: друг и добрый знакомый Онегина; покровитель
и защитник Татьяны, которой открыто выражал
свою симпатию и сочувствие; поэт, руководствующийся новыми принципами изображения
окружающей жизни в отличие от последовательного романтика Ленского; свидетель
событий, приведших к возникновению
конфликта между героями. Поэт ведет непрерывный диалог с читателем,
обсуждает с ним план своего романа, насмехается над литературными
штампами и рифмами.
«Роман требует болтовни», — писал Пушкин. Именно
«болтовня» создает иллюзию легкости и свободы повествовательного монолога «Евгения
Онегина^. В непринужденности «болтовни» как бы сам собой возникает
образ читателя, во многом напоминающий
образ, сложившийся в стихотворениях Пушкина: это читатели «посвященные — «друзья^ и «непосвященные» — «насмешливый
читатель. «Друзья — люди, близкие автору по
духу, те, для кого написан роман, те,
в чьей памяти душа поэта «тленья убежит. Однако в романе нет той резкости неприятия «тупой черни, «толпы
непросвещенной», которая возникает в
стихотворениях «Поэт и толпа, «Поэту».
Напротив, автор обращается к довольно широкому
кругу читателей, с иронией надеется, что кто-нибудь укажет на его прославленный портрет» и скажет: «то-то был поэт! Хотя донимает, что среди читателей есть люди, духовно отчужденные от писателя и его героя.
Образ автора раскрывается не только
в прямой оценке, но и в скрытых от
поверхностного взгляда перекличках с героями.
Наиболее сложным является авторское отношение
к главному герою романа — Онегину, который оказывается не только плодом воображения
писателя, но и его «добрым приятелем. В Онегине Пушкина привлекают «неподражательная
странность, резкий охлажденный ум. Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные пути и мрачные
эпиграммы. Вместе с ним автор собирался путешествовать по «чуждым странам», но по воле случая они разошлись.
Однако, несмотря на это, автор противопоставляет себя
Онегину. Пушкин любит природу, восхищается литературой, восторженно относится ктеатру и балам, мечтает о любви. Для Онегина же природа — одно из
звеньев перемен занятий, в театре он видит лишь светское начало, в литературе не мог он «ямба от хорея отличить, а любовь
для него— «наука страсти нежной. Проникнутый
тщеславием, он обладает сверх того еще
особой гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках.
Тем не менее образ автора отражен в каждом из героев романа, в
совпадении отдельных черт мировосприятия. С
Татьяной автора связывает близость
природе, причастность народной культуре, она близка поэту как «русская душою
героиня, одаренная воображением.
Ленский — поэтическая натура. Этим он близок автору и
далек от Онегина. Пушкин любуется чистотой помыслов, наивностью, пылкостью героя, но при духовной
близости возникает и некоторая отчужденность
Ленского от жизни. Так проявляется
ироничность в повествовании о восторженном романтике, «безумная душа»
которого осуждена любить. Однако в целом отношение автора к герою
характеризуется безусловным сочувствием, которого он не скрывает. Подобный иронический пафос присутствует в изображении всех
героев, даже любимой Пушкиным Татьяны.
Таким
образом, повествовательный монолог и лирические
отступления создают достаточно полное
впечатление о духовной сущности образа автора.
Свободный переход автора от повествования
к лирической части и наоборот делает весь роман «свободным, что во многом определило композицию «Евгения Онегина».
Великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений
Онегин энциклопедией русской жизни. Однако эта оценка критику показалась
недостаточной, не охватывающей всех проявлений личности поэта в романе, и он
добавил:
«Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. В связи с
этим роман можно смело назвать не только энциклопедией русской жизни,но и энциклопедией души самого Пушкина.