Образ дороги в поэме Н.
В. Гоголя «Мертвые души»
Какие искривленные, глухие,
узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины..,
И. В.
Гоголь
«В
дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной
трескотней и бубенчиками...» — так
заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских
лирических отступлений в поэме «Мертвые души». Мотив дороги, пути, движения не
раз возникает на страницах поэмы. Этот
образ многослоен и весьма
сиадволичен.
Движение главного героя поэмы в пространстве, его
путешествие по дорогам России, встречи с помещиками,
чиновниками, крестьянами и городскими обывателями
складываются перед нами в широкую картину жизни Руси.
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника,-- это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник — это сам писатель. Мы читаем его реплики: «Гостиница была,.,
известного рода»..», «какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает
очень хорошо», «город никак не уступал другим губернским городам» и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.
Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение
оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне
устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления
достигают пика
безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности.
Оборотная
сторона гоголевской сатиры — лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину — могучей и процветающей. По-разному
воспринимают дорогу разные герои. Чичиков
испытывает удовольствие от быстрой езды («И какой же русский не любит быстрой езды?»), может полюбоваться прекрасной незнакомкой («открывши табакерку и понюхавши табаку», скажет: «Славная бабешка!»)» Но чаще он отмечает «подкидывающую силу» мостовой, радуется
мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся
перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе,,, ничто не обольстит и не очарует
взора». Но вместе с тем для него есть вкакое странное,
и манящее, и несущее, и чудесное в слове:
дорога!». Дорога пробуждает мысли о родине, о
предназначении писателя: «Сколько родилось в
тебе чудных замыслов, поэтических грез,
сколько перечувствовалось дивных впечатлений!».»
Реальная
дорога, по которой едет Чичиков, превращается
у автора в образ дороги как жизненного
пути» «Что до автора, то он ни в коем случае не
должен ссориться со своим героем: еще не мало
пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в
руку.,.» Этим Гоголь указывает на символическое
единство двух подходов к дороге, их взаимное
дополнение и взаимопревращение.
Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам К-ской губернии, как бы подчеркивает
его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует
суровый, тернистый, но
славный путь писателя, проповедующего «любовь враждебным словом отрицанья».
Реальная дорога в «Мертвых душах», с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа «гро-мадно
несущейся жизни», символа великого исторического
пути России.
На страницах, завершающих 1-й
том, вместо чичиковской
тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки, который затем сменяется образом несущейся, «вдохновенной
Богомч Руси. На сей раз она на истинном
пути, поэтому и преобразился замызганный
чичиковский экипаж в птицу-тройку — символ свободной, обретшей живую душу России. |