Литература
Пятница, 19.04.2024, 07:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
16:56
Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка», написанная в 1836 году после окончания работы над «Истори­ей Пугачева^, освещает тему народного бунта» которая до Пушкина почти не появлялась в рус­ской литературе. В исторических трудах того времени Пугачев обычно изображался злодеем. Пушкин же в своей повести стремился к объек­тивности и хотел изобразить Пугачева в соответ­ствии с «истиной исторической. Для этого писа­тель долго работал над документальными источ­никами.

В повести образ Пугачева не является цент­ральным, но он очень важен для изображения эпо\и. С одной стороны, он дан как историческая личность— талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск в 1773—1774 годах» С другой стороны, ав­тор обращает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскрываются в его взаимоот­ношениях с Гриневым. Эта линия является вы-м ы ш л е н н о и, субъект ивной.

Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах во время бурана в степи. Среди мутного кружева метели, когда невозможно было что-либо различить, Гринев вдруг увидел что-то черное. Он приказал ехать на незнакомый предмет, и они вскоре поравнялись с человеком. Этот человек вывел заблудившихся путников на постоялый двор и таким образом спас им жизнь.

В то время как они подъезжали к постоялому двору» Гриневу приснился сон, в котором он поз­же увидел нечто пророческое. Этот сон предвеща­ет дальнейшее развитие отношений Гринева и Пугачева и является средством раскрытия ха­рактера предводителя восстания. Петру Андре­евичу снилось, что он вернулся домой. Его отец оказался болен и при смерти, поэтому матушка хотела, чтобы сын получил благословение у уми­равшего. Однако вместо своего отца Гринев уви­дел в постели весело улыбавшегося мужика с черной бородой, который хотел благословить его. Гринев сопротивлялся и не хотел подойти к не­му. Тогда мужик вскочил и начал махать топо­ром, вся комната наполнилась мертвыми телами. Здесь присутствуют внешние черты сходства Пу­гачева с приснившимся мужиком и проявляются такие качества его характера, как кровожад­ность и лукавство.

Образ Пугачева как народного вождя показан Пушкиным в свете концепции русского нацио­нального характера. Ему присущи не только сметливость и тонкость чутья, так поразившие Гринева во время бурана, но и удальство и широ­та натуры. Подобно Гришке Отрепьеву, Пугачев присвоил себе имя умершего Петра III, надеясь на удачу. Ему свойственно великодушие, выра­женное в словах: «казнить так казнить, жало­вать так жаловать». Пугачев также способен ис­пытывать чувство благодарности и совершать благородные поступки. Он не раз милует Гринева за оказанную услугу, долго помнит его стакан вина и заячий тулупчик и не соглашается с сове­том Белобородова, предлагавшего попытать гос­подина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками. Смелость и отвага отличают Пугачева как руководителя восстания. Во время взятия Белогорской крепости, когда картечь «хватила в самую середину толпы» и на­ступавшие отхлынули, только их предводитель один остался впереди.

Ему свойственна не только сила и богатырст­во, но также детскость, наивность, слабость к лести. Во время разговора с Гриневым о сраже­нии под Юзеевой Пугачеву льстит признание молодого офицера, что с армией восставших трудновато сладить. Он хвастается своей побе­дой и надеется потягаться с самим прусским ко­ролем.

Для характеристики своего персонажа Пуш­кин также использует портрет. Наружность Пу­гачева показалась Гриневу замечательной: он был лет сорока, росту среднего» худощав и широ­коплеч. В черной бороде его показывалась про­седь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плу­товское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шарова­ры. Большое внимание Пушкин уделяет глазам Пугачева. Когда Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома, на нем был крас­ный казацкий кафтан, обшитый галунами, высо­кая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

В портрете не проявляется эволюция характе­ра, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя». Романтический портрет крес­тьянского царя в повести Пушкина противопо­ставлен изображению Екатерины II, которое на­поминает сентиментальный портрет императри­цы кисти Боровиковского.

В образе Пугачева проявляются некоторые ро­мантические черты. Пугачев одинок даже среди своих единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность спастись самим. Он признается Петруше, что его улица тесна, воли мало, а его ребята умничают, что они воры и ему нужно держать с ними ухо во­стро. Пугачев также наделен чертами романтиче­ского злодея. На утро после взятия Белогорской крепости Гринев, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем, чувствовал, что его что-то влекло к Пугачеву. Он даже пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми тот предводительствовал-

Закономерным является и обращение Пушки­на к фольклору, В образе Пугачева подчеркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется Пугачев, обыкновенно имеют эпиграф из народ­ных песен, где воспевается «добрый молодец. После взятия Белогорской крепости на «стран­ном», с точки зрения Гринева, военном совете Пугачев со своими соратниками поет «бурлац­кую» песню, предсказывавшую им едва столбика с перекладиной посреди широкого поля, С по­мощью этой песни автор показывает пред решен -ность судьбы Пугачева. Гринев вспоминает, что невозможно рассказать, какое действие произве­ла на него эта простонародная песня про висели­цу, распеваемая людьми, «обреченными висели­це». Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало его ка­ким-то ужасом.

Народность образа Пугачева особенно ярко вы­ражается в его речи. Он использует много посло­виц, поговорок, устойчивых выражений: «А раз­ве нет удачи удалому?,. Думай про меня что хо­чешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто не поп, тот батька... Заку­сим, запьем — и ворота запрем!»

Свободолюбие и независимость Пугачева пока­заны благодаря его противопоставлению Са-вельичу, который считает свое рабское положе­ние единственно для себя возможным: «Я чело­век подневольный и за барское добро должен отвечать». Жизненную же позицию самозванца объясняет сказка старой калмычки об орле и во­роне, рассказанная им Гриневу по дороге в Бело-горскую крепость. Сказка создает вокруг Пугаче­ва романтический и даже трагический ореол. По­добно орлу, Пугачев предпочитает жить пусть не­долго, но на свободе и хоть раз напиться живой кровью, чем триста лет, как ворон, питаться па­далью.

Пугачев играет особенную роль в любовном сюжете. Он» как крестьянский «царь», выручает Машу из беды и вручает ее Гриневу. А затем так­же поступает царица Екатерина II. Это напоми­нает сказочное построение сюжета.

Образ Пугачева построен на совмещении край­ностей, что показывает неповторимое своеобра­зие исключительной, великой личности. Все свойства его натуры — ум, внутренне безошибоч­ное чутье, смелость и решительность характера, в то же время темнота, необузданность страстей — проявляются в предельном воплощении. Их пи­тают народные корни, и в этом плане Пугачев яв­ляется обобщенным образом, в котором выража­ется стихийная мощь национального характера.

Просмотров: 3990 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образ Пугачева в повести А. С. Пушк | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика