Литература
Пятница, 26.04.2024, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 4 » Образная система романа М. КХ Лермонтова -Герой нашего времени»
18:18
Образная система романа М. КХ Лермонтова -Герой нашего времени»

Образная система романа М. КХ Лермонтова -Герой нашего времени»

Решая поставленную перед собой задачу — изобразить историю души человеческой» Лер­монтов использует разнообразные художествен­ные средства. Система образов, в центре которой находится главный герой — Григорий Александ­рович Печорин, построена так, чтобы под разны­ми углами зрения осветить центральный персо­наж. Но это вовсе не означает, что второстепен­ные герои не имеют самостоятельного значения, Каждый герой наделен сложным характером» обусловленным его психологией, национально­стью, возрастом, социальной принадлежностью, Все они вполне реалистические образы, а их взаимодействие с Печориным необходимо для характеристики главного героя: каждый из них открывает нечто новое в его характере, углубля­ет и обогащает его образ.

Один из важнейших персонажей романа — штабс-капитан Максим Максимыч, Белинский писал, что читатели от души полюбят этого прос­того, доброго человека. Максим Максимыч безза­ветно предан своему делу, и это является типич­ной чертой «маленького человека». «Для него «жить» — значит служить, и служить на Кавка­зе...» — писал Белинский о штабс-капитане. Он давно живет на Кавказе и прекрасно знаком с обычаями и нравами горцев. Ему также свойст­венна некая сентиментальность: при встрече с Печориным после многолетней разлуки у него на глазах выступают слезы. Однако, несмотря на взаимную искреннюю симпатию Максима Макс и мыча к Печорину, он не понимает и никогда не поймет своего друга. Штабс-капитан, проще от­носящийся к жизни, не склонен к глубокому са­моанализу. Он относится к типу «простого чело­века», Печорин же личность рефлексирующая, раздвоенная. Он хорошо образован, мыслит кри­тически и способен вступить в открытый конф­ликт с обществом, Максим Максимыч, напротив, не противостоит обществу. Именно такой чело­век является опорой всей государственной систе­мы, и в нем, а не в Печорине, Николай I хотел видеть «героя времени». Максим Максимыч всегда будет преданно, не рассуждая, выполнять все приказы «сверху».

Портрет поколения раскрывается не только благодаря образу Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодейст­вии с главным героем проявляет себя представи­телем этого времени.

Как один из типичных представителей изобра­жаемой эпохи воспринимается Грушницкий, Склонный к романтизации жизни, он любит про­изводить эффект. В одной из дневниковых запи­сей Печорин вспоминает о его безрассудной храб­рости: «..,Я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..» Грушницкий «часто старался уверить других в том» что он су­щество, не созданное для мира, обреченное ка­ким-то тайным страданиям...» Как и многие юноши того времени, Грушницкий старается вы­глядеть старше своих лет. По природе веселый и не знающий истинной скуки, он играет роль ра­зочарованного человека. Тогда как Печорин — это, действительно, человек, скрывающий мучи­тельную тоску и неудовлетворенность собствен­ной жизнью. Разгадав истинную суть характера Грущницкого, Печорин подсмеивается над ним.

   Желание молодого юнкера играть чужую, не­свойственную ему роль оборачивается настоящей трагедией для него: приводит его к обману, к не­честной игре и, наконец, к гибели. Его подводит ложное самолюбие: он в действительности мог бы отказаться от дуэли и сохранить себе жизнь. Од­нако Грушшщкий становится жертвой приду­манной им роли, которая разрушает его,

Если Грушницкий предстает перед читателем как пародия на Печорина, то Бернер сопоставля­ется с ним как человек, близкий ему. История взаимоотношений «героя времени» и доктора — это история несостоявшейся истинной дружбы людей, родственных духовно и интеллектуально. Если о духовной общности Печорина и Максима Максимыча не могло быть и речи, то с доктором Вернером его сближает очень многое. У Вернера не складываются отношения с обществом: его со­перники распустили слух, будто он рисует кари­катуры на своих пациентов, и после этого многие отказались от его услуг. Доктор остроумен, спо­собен зло высмеять пороки человека в своих эпи­граммах. Ему присущ скептический взгляд на жизнь: единственное, в чем он убежден, - - это его собственная смерть,

Все это роднит доктора с Печориным. Они оба скрывают томящую их тоску под маской непри­нужденности, подвергают сомнению способность человека любить и сострадать другим. Однако их собственный эгоизм обрекает их на одиночество. Их трагедия в том, что «приличьем стянутые ма­ски» в конце концов прирастают к лицам» уроду­ют души. Печорин и Вернер панически боятся проявления своих человеческих чувств. Так, в суете дуэли они напряженно и старательно скры­вают свои эмоции: страх, сожаление, даже отвра­щение к происходящему. Но есть между докто­ром и «героем времени» различия. Вернер пасси­вен: он беден, мечтает о деньгах, но ничего не делает для того, чтобы их получить. Тогда как Печорин бешено стремится обрести удовлетворе­ние в жизни. Портрет Вернера указывает на внутренние противоречия в характере, некий трагический конфликт. Он был слаб и худ, но го­лова у него была большая, череп неровен и буг­рист; одна нога была короче другой. Однако его глаза старались проникнуть в душу человека, в самую ее суть. Надо заметить, что Печорин так­же стремится прорваться за внешнюю маску сво­их собеседников, увидеть их истинные лица.

Женские образы романа помогают читателю понять отношение главного героя к любви. На протяжении романа он встречается с женщина­ми в разных ситуациях: среди вольной и дикой природы, на минеральных водах, в скверном го­родишке Тамань.

Первой перед читателями предстает кавказ­ская девушка Бэла. Ее характер не лишен таких национальных черт, как гордость и чувство соб­ственного достоинства. Обидевшись на отсутст­вие Печорина, Бэла говорит, что она не раба его, а княжеская дочь и сама способна решить свою судьбу. Максим Максимыч особенно выделяет в облике Бэлы ее черные, как у серны, глаза. Она любит Печорина страстно, всем сердцем, но его чувство к ней неглубоко и несерьезно. Бела вско­ре надоедает ему, становится в тягость. Любовь простодушной дикарки не принесла главному ге­рою утешения, которого он так искал.

Следующая героиня — ундина. Она помогает автору показать стремление героя к загадочному миру вольности, представленному контрабандис­тами. Облик ундины романтичен: светлые длин­ные волосы, гибкое тело, магнетические глаза, Печорина поражает необъяснимая странность ее поведения. Именно она чуть не погубила героя, почти поверившего в возможность романтического свидания наедине с ней. Таким образом, егерой времени» оказывается лишним в мире «честных контрабандистов», разочаровавшись в очередной раз.

Однако и в светском обществе» к которому он принадлежит, ему также нет места. Так, в повес­ти «Княжна Мери» Печорин встречает Веру, ко­торую, как ему кажется, он страстно любит. Но глубокая, жаждущая деятельности натура Печо­рина не может позволить себе полностью подчи­ниться чувству к женщине. Вера является той единственной, которая поняла Печорина «совер­шенно, со всеми его... мелкими слабостями». Она через всю жизнь пронесла любовь к этому че­ловеку, но оказалась рабой своего чувства. Ре­шившись на роман с Печориным, она потеряла нравственную опору в жизни.

Взаимоотношения с княжной Мери раскрыва­ют основной порок Печорина — стремление к власти над людьми. Княжна умна, начитанна и романтически настроена. Ей нравится все, что таинственно и загадочно, обычные люди ее не привлекают. Кроме того, она самолюбива и стре­мится к успеху. Именно поэтому Печорин смог привлечь к себе ее внимание, умело манипули­руя самолюбием княжны. По сути, он влюбляет княжну в себя, находя в обладании «молодой, ед­ва распустившейся душой» минутное удовлетво­рение. Однако игра с Мери скоро наскучила Пе­чорину, и он погружается в привычное состояние пустоты и одиночества.

Итак, вся образная система «Героя нашего времени» помогает показать читателю трагедию главного персонажа романа. Стремясь обрести смысл жизни и какое-то утешение в ней, он так и не находит удовлетворения ни в чем. Страдая от собственного эгоизма, Печорин обречен на оди­ночество и в конце концов на бессмысленную смерть.

Просмотров: 1644 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Образная система романа М. КХ Лермо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика