Окружение Зевса
Громовержец» разве может Человеческая сила Власть твою преодолеть? Зквс, один не побежденный Сним, владыкой всех живущих, И теченьем быстрых лет, Не стареющий, всесильный, — Над Олимпом светоаарным В блеске вечном ты царишь,
Софокл. Антигона Д. С. Мережковского)
Своим постоянным местопребыванием Зевс выбрал гору Олимп. Некогда ее вершина казалась людям недоступной и таинственной. По небесному своду Зевс проложил Млечный Путь, по которому боги отправлялись на Олимп пировать. Постепенно преобразуя мир, Зевс породил богов, приносящих в него законы, порядок, науки, искусства и мораль.
Среди ближайшего окружения Зевса: Гера -- богиня законного супружества и покровительница браков, Де-мётра — богиня плодородия и земледелия, Гёстия - -- покровительница домашнего очага, Аполлон — бог Солнца и покровитель искусств, Артемида — богиня охоты и целомудрия, Гефест - - бог огненной стихии и кузнечного ремесла, Арёс — неукротимый бог войны, Афина — богиня мудрости и справедливой войны, Афродита — богиня любви и красоты и Гермес вестник богов,
Гора Олимп, Современный вид
Боги на Олимпе?. Фрагмент фриза. Ок. 525 г. до и. э. На ц и о па ль ный му.зсй, Цельфы
покровитель путников и торговли. Все они подчиняются ему беспрекословно.
Боги другие, колика не есть их на светлом Олимпе, Все мы тебе повинуемся, каждый готов покориться.
Гомер. Илиада (Перевод П. П. Гнедпча]
Собрание олимпийских богов. Роспись к раснофн гуркой вазы. Ув, до н. э.
|
Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие, а жажду утоляют нектаром. Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях. Хариты (богини вечной радости) водят хороводы и поют песни. А иногда за кифару (струнный щипковый музыкальный инструмент) берется сам Аполлон. Девять муз (дочери Мнемозины и Зевса) подпевают ему.
Нередко художники обращались к изображению пира богов. На западном фризе Парфенона запечатлена торжественная процессия афинских граждан, выполненная скульптором Фидием (нач.V в. до н. э. ок. 431—432 гг. до н. э.)- Скачут всадники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за другом, ведут жертвенных животных, девушки несут корзины с дарами» Все олимпийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамьях» Ничто не может нарушить покой пирующих богов, кажущихся простыми и доступными, как люди.
Традиционными атрибутами Зевса являются молнии (громовые стрелы), скипетр -- символ царской власти и орел, исполняющий многие его поручения.
Однажды Зевс увидел на земле юношу Ганимеда, сына троянского царя. Посчитав, что земля — недостойное место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спустился на землю,.. Ничего не подозревающий юноша любезно предложил ему божественный напиток — нектар.
Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса,
Позднее Ганимед был вознесен богами на небо в виде зодиакального созвездия Водолея.
В скульптурной группе датского художника Бертсля Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» запечатлен идеально красивый юноша Ганимед, склонившийся на коленях к орлу, В правой руке он держит кувшин, из которого только что налил в чашу божественный напиток. Орел жадно пьет этот напиток, но мысли его совсем о другом. Судя по хищному взгляду птицы, он очень скоро осуществит свой коварный замысел. Не раз художники обращались к этому мифологическому сюжету. Среди них были Рубенс и Рембрандт, создавшие произведения почти в одно и то же время. Но как по-разному они воплотили этот сюжет! Фламандский художник Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) получил заказ от испанского короля Филипа IV на создание 112 полотен на античные мифологические сюжеты, представленные в «Метаморфозах» Овидия. Такое обращение именно к Рубенсу было отнюдь не случайным, так как он обладал поистине энциклопедическими знаниями античной мифологии. Теперь же у него появилась реальная возможность создать целый мир, населенный богами и героями, нимфами, сатирами и титанами. На помощь он призвал ведущих художников, и уже через 15 месяцев упаковал и отправил в Мадрид 56 холстов. Через год была выслана вторая часть полотен. Король был очень доволен и хотел продолжения работ.
Рассмотрим картину Рубенса «Похищение Ганимеда». Красивое тело Ганимеда Похищение было столь неожиданным, что ОкЛ(Ш -юноша даже не сумел понять, что с ним 1638 гг. происходит. В отчаянии подняты вверх его руки, в стремительном и быстром дви-жении разметались волосы и ярко-красный плащ. Что ждет его впереди? Мрачное грозовое небо с темными тучами лишь усиливает тревогу и беспокойство.
Совсем иначе увидел этот сюжет голландский художник Рембрандт в картине * Похищение Ганимеда». Не очаровательного юношу, а толстого капризного и плачущего ребенка, в котором нет и намека на красоту и грацию» запечатлел здесь художник. Орел крепко схватил Ганимеда за рубашку и правую руку. Полет совершается на фоне сумрачного неба с черны- рембрандт. Похищение МИ тучами. Несмотря на СВОЙ Ганимеда. ИСПуг, малыш Н€ выпускает галерея, Дрезден из рук виноградную кисть — явный намек на будущую должность виночерпия. Интересно и то, что, казалось бы, счастливый для простого смертного выбор богов Рембрандт здесь изображает как трагедию. Это не случайно: работа над картиной совпала со смертью сына художника. Таким образом, мифологический сюжет был использован автором для передачи собственных горестных переживаний.
В окружении Зевса Фемида — богиня права, законного порядка и предсказаний, символ его благоустроенного царства, Геба - - богиня юности, мойры - - богини человеческой судьбы и Ника крылатая богиня Победы.
Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он дает им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных.
Хорошо известен миф о супружеской чете: Филемоне и Бавкиде. Однажды под видом странников Зевс
и Меркурий у Филемона и Бавкиды. 1802 г.
X у -дожес таенный мужи, Рига
|
(Юпитер) и Гермес (Меркурий) посетили селение» но никто не пустил их в дом на ночлег. И лишь Филемон и Бавкида гостеприимно открыли им двери своей бедной хижины.
Этот сюжет отразили Рубенс и позже О, А. Кипренский. В картине Рубенса «Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой» мы видим, как престарелые супруги принялись готовить скудную трапезу. Боясь, что гостям пища покажется не слишком обильной и сытной, Бавкида решила пожертвовать единственным гусем. Но птица, которую она безуспешно пытается поймать в хижине, неожиданно нахо-дит убежище у ног Зевса, который не позволяет зарезать ее.
. Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой. 1620 — 1025гг.
Каково же было изумление супругов, когда они увидели, что стол ломится от всевозможных яств.
Покарали боги всех жителей за нечестивость, затопили водой их дома. Хижину же супругов превратили в великолепный храм и наградили их долголетием. Даже умерли они одновременно, а после смерти были превращены в деревья, растущие из одного корня.
Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида-
Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень.
Похолодевшие их увенчались вершинами лица.
Тихо успели они обменяться приветом. «Прощай же,
Муж мой!» — «прощай, о жена!» — так вместе сказали, и сразу
Рот им покрыла листва, И теперь обитатель Тиаьы
Два вам покажет ствола, от единого корня возросших.
Это ке вздорный рассказ, веденный не с целью обмана.
От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел
Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил:
«Праведных боги хранят: погибающий — сам почитаем».
Овидий. Метаморфозы (Перевод С. Шерэи^сяого)
Но на тех, кто не признает культа Зевса или разглашает тайные решения, он посылает страшные проклятия. Жестоко был наказан Тантал за то, что похитил
у олимпийских богов нектар и амброзию и угощал ими людей. По другим источникам — спрятал золотую собаку из храма Зевса и совершил при этом клятвопреступление. За это Тантал был низвергнут в подземное царство Аид, где подвергся вечным мучениям» Вот как Гомер описывает их в «Одиссее*:
Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью: В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. Только что голову к ней он склонял, уповая напиться, С шумом она убегала...
Много росло плодоносных дерев над его головою, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных... Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку, Разом все ветеи дерев к облакам подымалися темным. (Перевод П. П. Гнедича)
Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Так, к Данае он является в виде золотого дождя, к Семёле - - с молниями и громом. Европу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской живописи XVI—XIX вв.
Не менее интересна художественная интерпретация мифа о похищении Зевсом Европы, Он запечатлен в греческой вазописи и пластике, римской мозаике и фресках Помпеи, средневековой книжной миниатюре, живописи и музыке.
Выразительна картина русского художника Бален-тина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море» занимающее почти все пространство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского простора. До берега очень далеко, а потому не спастись Европе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу - - прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уверенными и плавными. Он легко скользит по морю» оставляя за собой белый пенный след на воде.
В. Л, Серое. Похищение Европы. 1610г. Государствен пая Третьяков скал галерея* Москаа
Вопросы и заданна!
- Кто входил в ближайшее окружение Зевса?
- Как живут боги на Олимпе9 Чтс мы узнаем об этом из фризоа Парфе
нона работы Фидия?
- Кукую роль сыграл Зевс в судьбе просюго юноши Ганимедй? Какое
художестве иное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульп
турных и живописных произведениях?
- Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавки
ды? Что и как об этом рассказывают Овидий в ^Метаморфозах» и картины
Рубенса и О. А. Кипренского?
- За что был наказан Тантал? Как об этом говорится б "Одиссее» Гоме
ра? Что означает крылатое выражение муки Тантала"?
- Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса. Дэнае. Семеле, Ев
ропе и Леде? Какую художественную интерпретацию известного мифа
предлагает русский художник В. А. Серое в картине "Похищение Европы*?
Творческая мастерская
1. Познакомьтесь с поэтическим изложением мифа о Сизифе в "Одиссее» Гомера:
Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору: напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
29
Никп
Са мофрак и йская
Начало II в,
до н. з.
Лувр, Париж
Камень двнгзп он вверх; но, едва достигал до вершины Стяжкою ношей, назад устремленный невидимой силой, Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень. Снова силился вздернуть тяжесть он. мышцы напрягши, Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью,,, (Перевод П. П. Гнедича)
Какую роль в судьбе Сизифа сыграл Зевс? За что был им наказан Сизиф? Объясните смысл выражения сизифов труд. Рассмотрите картину итальянского художника Тициана «Сизиф". Как в ней передан мифологический сюжет?
- Крылатая богиня Ника Самофракийская — наибо
лее совершенное произведение искусства. Как удалось
скульптору передать ее порывистое движение вперед?
Нем можчо объяснить, что первоначально статуя была ус
тановлена на высокой отвесной скале на мраморном пос
таменте, напоминающем чос боевого корэбля?
- Малой золотой медалью Российской Академии ху
дожеств была отмечена картина О А. Кипренского «Юпи
тер и Меркурий у Филемона и Бавкиды». Как вы думаете,
почему она была решена художником в духе трагедии?
Как в ней переданы чувства всех участников происходя
щего?
- Рассмотрите картину французского художника Жа
на Доменика Энгрэ "Юпитер и Фетида». Какой миф о Зев
се был положен в основу картины? Что вы можете расска
зать об атрибутах Зевса, изображенных на картине?
Тициан. Сизиф. 1549 г. IIрадо, Мадрид Ж. Д* Энер. Юпитер и Фетида. 1811 г. Луар, Париж |