Литература
Воскресенье, 23.04.2017, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » Окружение Зевса
22:32
Окружение Зевса

Окружение Зевса

Громовержец» разве может Человеческая сила Власть твою преодолеть? Зквс, один не побежденный Сним, владыкой всех живущих, И теченьем быстрых лет, Не стареющий, всесильный, — Над Олимпом светоаарным В блеске вечном ты царишь,

Софокл. Антигона Д. С. Мережковского)

Своим постоянным местопребыванием Зевс выбрал гору Олимп. Некогда ее вершина казалась людям недо­ступной и таинственной. По небесному своду Зевс про­ложил Млечный Путь, по которому боги отправлялись на Олимп пировать. Постепенно преобразуя мир, Зевс породил богов, приносящих в него законы, порядок, науки, искусства и мораль.

Среди ближайшего окружения Зевса: Гера -- богиня законного супружества и покровительница браков, Де-мётра — богиня плодородия и земледелия, Гёстия - -- по­кровительница домашнего очага, Аполлон — бог Солн­ца и покровитель искусств, Артемида — богиня охоты и целомудрия, Гефест - - бог огненной стихии и кузнечно­го ремесла, Арёс — неукротимый бог войны, Афина — богиня мудрости и справедливой войны, Афродита — богиня любви и красоты и Гермес вестник богов,

 

                   Гора Олимп, Современный вид

 

 

Боги на Олимпе?. Фрагмент фриза. Ок. 525 г. до и. э. На ц и о па ль ный му.зсй, Цельфы

покровитель путников и торговли. Все они подчиняют­ся ему беспрекословно.

Боги другие, колика не есть их на светлом Олимпе, Все мы тебе повинуемся, каждый готов покориться.

Гомер. Илиада (Перевод П. П. Гнедпча]

Собрание олимпийских богов. Роспись к раснофн гуркой вазы. Ув, до н. э.

Живется богам весело и беззаботно. Пируют на Олимпе могущественные боги, наслаждаясь амброзией, восстанавливающей силу и дающей бессмертие, а жаж­ду утоляют нектаром. Нет на Олимпе и недостатка в развлечениях. Хариты (богини вечной радости) во­дят хороводы и поют песни. А иногда за кифару (струн­ный щипковый музыкальный инструмент) берется сам Аполлон. Девять муз (дочери Мнемозины и Зевса) подпева­ют ему.

Нередко художники обра­щались к изображению пи­ра богов. На западном фризе Парфенона запечатлена тор­жественная процессия афин­ских граждан, выполненная скульптором Фидием (нач.V в. до н. э. ок. 431—432 гг. до н. э.)- Скачут всад­ники, проезжают колесницы, юноши, идущие друг за другом, ведут жертвенных жи­вотных, девушки несут корзины с дарами» Все олим­пийские боги собрались здесь. Любуясь происходящим, они в непринужденных позах расположились на скамь­ях» Ничто не может нарушить покой пирующих богов, кажущихся простыми и доступными, как люди.

Традиционными атрибутами Зевса являются молнии (громовые стрелы), скипетр -- символ царской власти и орел, исполняющий многие его поручения.

Однажды Зевс увидел на земле юношу Ганимеда, сына троян­ского царя. Посчитав, что земля — недостойное место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спус­тился на землю,.. Ничего не подозревающий юноша любезно пред­ложил ему божественный напиток — нектар.

Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса,

Позднее Ганимед был вознесен богами на небо в виде зодиакального созвездия Водолея.

В скульптурной группе датского художника Бертсля Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» запечатлен иде­ально красивый юноша Ганимед, склонившийся на ко­ленях к орлу, В правой руке он держит кувшин, из ко­торого только что налил в чашу божественный напиток. Орел жадно пьет этот напиток, но мысли его совсем о другом. Судя по хищному взгляду птицы, он очень ско­ро   осуществит   свой   ковар­ный замысел. Не раз художники обра­щались к этому мифологиче­скому сюжету. Среди них бы­ли Рубенс и Рембрандт, со­здавшие произведения почти в одно и то же время. Но как по-разному они воплотили этот сюжет! Фламандский художник Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) получил заказ от испанского короля Филипа IV на создание 112 полотен на античные мифологические    сюжеты,    представленные в «Метаморфозах» Овидия. Такое обра­щение именно к Рубенсу было отнюдь не случайным, так как он обладал поистине энциклопедическими знаниями античной мифологии. Теперь же у него появилась ре­альная возможность создать целый мир, населенный богами и героями, нимфами, сатирами и титанами. На помощь он при­звал ведущих художников, и уже через 15 месяцев упаковал и отправил в Мадрид 56 холстов. Через год была выслана вторая часть полотен. Король был очень доволен и хотел продолжения работ.

Рассмотрим картину Рубенса «Похищение   Ганимеда». Красивое тело Ганимеда    Похищение   было   столь   неожиданным,   что    ОкЛ(Ш -юноша даже не сумел  понять,  что с ним     1638 гг. происходит. В отчаянии подняты вверх его руки,   в   стремительном   и   быстром   дви-жении    разметались    волосы и   ярко-красный   плащ.   Что ждет  его   впереди?   Мрачное грозовое небо с темными ту­чами лишь усиливает тревогу и беспокойство.

Совсем иначе увидел этот сюжет голландский худож­ник Рембрандт в картине * По­хищение Ганимеда». Не оча­ровательного юношу, а толс­того капризного и плачущего ребенка, в котором нет и на­мека на красоту и грацию» запечатлел здесь художник. Орел крепко схватил Гани­меда за рубашку и правую ру­ку. Полет совершается на фо­не сумрачного неба с черны- рембрандт. Похищение МИ тучами. Несмотря на СВОЙ Ганимеда. ИСПуг, малыш Н€ выпускает галерея, Дрезден из рук виноградную кисть — явный намек на будущую должность виночерпия. Интересно и то, что, казалось бы, счастливый для простого смертного выбор богов Рембрандт здесь изображает как трагедию. Это не слу­чайно: работа над картиной совпала со смертью сына ху­дожника. Таким образом, мифологический сюжет был использован автором для передачи собственных горест­ных переживаний.

В окружении Зевса Фемида — богиня права, закон­ного порядка и предсказаний, символ его благоустро­енного царства, Геба - - богиня юности, мойры - - боги­ни человеческой судьбы и Ника крылатая богиня Победы.

Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он дает им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных.

Хорошо известен миф о супружеской чете: Филемо­не и Бавкиде. Однажды под видом странников Зевс

и Меркурий у Филемона и Бавкиды. 1802 г.

X у -дожес таенный мужи, Рига

(Юпитер) и Гермес (Меркурий) посетили селение» но никто не пустил их в дом на ночлег. И лишь Филемон и Бавкида гостеприимно открыли им две­ри своей бедной хижины.

Этот сюжет отразили Рубенс и позже О, А. Кипренский. В картине Рубенса «Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой» мы видим, как пре­старелые супруги принялись готовить скудную трапезу. Бо­ясь, что гостям пища покажет­ся не слишком обильной и сытной, Бавкида решила по­жертвовать единственным гу­сем. Но птица, которую она безуспешно пытается поймать в хижине, неожиданно нахо-дит убежище у ног Зевса, который не позволяет зарезать ее.

 

 

. Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой. 1620 — 1025гг.
 

Каково же было изумление супругов, когда они увиде­ли, что стол ломится от всевозможных яств.

Покарали боги всех жителей за нечестивость, зато­пили водой их дома. Хижину же супругов превратили в великолепный храм и наградили их долголетием. Даже умерли они одновременно, а после смерти были превра­щены в деревья, растущие из одного корня.

Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида-

Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень.

Похолодевшие их увенчались вершинами лица.

Тихо успели они обменяться приветом. «Прощай же,

Муж мой!» — «прощай, о жена!» — так вместе сказали, и сразу

Рот им покрыла листва, И теперь обитатель Тиаьы

Два вам покажет ствола, от единого корня возросших.

Это ке вздорный рассказ, веденный не с целью обмана.

От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел

Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил:

«Праведных боги хранят: погибающий — сам почитаем».

Овидий. Метаморфозы (Перевод С. Шерэи^сяого)

Но на тех, кто не признает культа Зевса или разгла­шает тайные решения, он посылает страшные прокля­тия. Жестоко был наказан Тантал за то, что похитил

 

у олимпийских богов нектар и амброзию и угощал ими людей. По другим источникам — спрятал золотую соба­ку из храма Зевса и совершил при этом клятвопреступ­ление. За это Тантал был низвергнут в подземное царст­во Аид, где подвергся вечным мучениям» Вот как Гомер описывает их в «Одиссее*:

Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью: В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. Только что голову к ней он склонял, уповая напиться, С шумом она убегала...

Много росло плодоносных дерев над его головою, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных... Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку, Разом все ветеи дерев к облакам подымалися темным. (Перевод П. П. Гнедича)

Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Так, к Данае он является в виде золотого дождя, к Семёле - - с молниями и громом. Ев­ропу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярно­стью в европейской живописи XVI—XIX вв.

Не менее интересна художественная интерпретация мифа о похищении Зевсом Европы, Он запечатлен в гре­ческой вазописи и пластике, римской мозаике и фре­сках Помпеи, средневековой книжной миниатюре, жи­вописи и музыке.

Выразительна картина русского художника Бален-тина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море» занимающее почти все про­странство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского про­стора. До берега очень далеко, а потому не спастись Ев­ропе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу - - прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уве­ренными и плавными. Он легко скользит по морю» ос­тавляя за собой белый пенный след на воде.

 

 

 

В. Л, Серое. Похищение Европы. 1610г. Государствен пая Третьяков скал галерея* Москаа 

 

Вопросы и заданна!

  1. Кто входил в ближайшее окружение Зевса?
  2. Как живут боги на Олимпе9 Чтс мы узнаем об этом из фризоа Парфе­
    нона работы Фидия?
  3. Кукую роль сыграл Зевс в судьбе просюго юноши Ганимедй? Какое
    художестве иное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульп­
    турных и живописных произведениях?
  4. Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавки­
    ды? Что и как об этом рассказывают Овидий в ^Метаморфозах» и картины
    Рубенса и О. А. Кипренского?
  5. За что был наказан Тантал? Как об этом говорится б "Одиссее» Гоме­
    ра? Что означает крылатое выражение муки Тантала"?
  6. Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса. Дэнае. Семеле, Ев­
    ропе и Леде?  Какую художественную интерпретацию известного мифа
    предлагает русский художник В. А. Серое в картине "Похищение Европы*?

Творческая мастерская

1. Познакомьтесь с поэтическим изложением мифа о Сизифе в "Одис­сее» Гомера:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;

Тяжкий камень снизу обеими влек он руками

В гору: напрягши мышцы, ногами в землю упершись,

29

 

 
 

Никп

Са мофрак и йская

Начало II в,

до н. з.

Лувр, Париж

 

Камень двнгзп он вверх; но, едва достигал до вершины Стяжкою ношей, назад устремленный невидимой силой, Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень. Снова силился вздернуть тяжесть он. мышцы напрягши, Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью,,, (Перевод П. П. Гнедича)

Какую роль в судьбе Сизифа сыграл Зевс? За что был им наказан Сизиф? Объясните смысл выражения сизифов труд. Рассмотрите картину итальянского художника Тици­ана «Сизиф". Как в ней передан мифологический сюжет?

  1. Крылатая богиня Ника Самофракийская — наибо­
    лее совершенное произведение искусства. Как удалось
    скульптору передать ее порывистое движение вперед?
    Нем можчо объяснить, что первоначально статуя была ус­
    тановлена на высокой отвесной скале на мраморном пос­
    таменте, напоминающем чос боевого корэбля?
  2. Малой золотой медалью Российской Академии ху­
    дожеств была отмечена картина О А. Кипренского «Юпи­
    тер и Меркурий у Филемона и Бавкиды». Как вы думаете,
    почему она была решена художником в духе трагедии?
    Как в ней переданы чувства всех участников происходя­
    щего?
  3. Рассмотрите картину французского художника Жа­
    на Доменика Энгрэ "Юпитер и Фетида». Какой миф о Зев­
    се был положен в основу картины? Что вы можете расска­
    зать об атрибутах Зевса, изображенных на картине?

 

 

 

Тициан. Сизиф. 1549 г. IIрадо, Мадрид        Ж. Д* Энер. Юпитер и Фетида. 1811 г. Луар, Париж

Просмотров: 498 | Добавил: $Andrei$ | Теги: гора Олимп, меркурий, Окружение Зевса, похищение европы, юпитер и меркурий, олимп | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика