Особенности конфликта романа И. С. Тургенева "Отцы и дети»
Конфликт романа «Отцы и дети», начинаясь в семейных сферах, на этом не замыкается. Нарушение « семейственности & распространяется на связи между поколениями и на отношения между противоположными общественными течениями. Противоречия заходят так далеко, что касаются глубинных основ бытия, угрожая национальному
организму разложением и распадом.
В романе «Отцы и дети» единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом. Аркадий в глазах радикала Базарова — «размазня», «мягонький
либеральный барич », Базаров не
хочет принять и признать, что и мягкосердечие
Аркадия, и голубиная кротость Николая Петровича — следствие художественной одаренности их натур, мечтательных, чутких к музыке и поэзии. Эти качества Тургенев считал глубоко русскими. Они столь же органично
связаны с субстанцией народной жизни, как и порывы базаровского отрицания. Но в
«Отцах и детях» единство между ними исчезло,
возник трагический разлад, коснувшийся
не только политических и социальных убеждений, но и непреходящих культурных ценностей. И в этом Тургенев
увидел опасность «разрыва связи времен «>. Поэтому противостоянию
революционе
ровдемократов с либералами он придавал в романе широкое национальноисторическое освещение: речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим.
Принято считать» что в словесной схватке либерала Павла Петровича и революционерадемократа Базарова полная победа остается за Базаровым. Однако на долю «нигилиста» выпадает сомнительное торжество. Симпатии читателей остаются за
Базаровым вовсе не потому, что он абсолютно
торжествует, а отцы бесспорно посрамлены.
Следует обратить внимание на особый характер полемики Базарова с Павлом Петровичем, на тот
нравственный и философский ее результат» который не всегда попадал в поле
зрения читателей, К концу романа, в
разговоре с Аркадием, Базаров обвиняет своего
ученика в использовании «противоположных общих
мест». На вопрос Аркадия, что это такое,
Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что
просвещение полезно, это общее место; а
сказать, что просвещение вредно, это противоположное
общее место. Оно как будто щеголеватее, а в
сущности одно и то же».
И Базарова, и Павла Петровича можно обвинить в пристрастии к употреблению в споре противоположных общих мест. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «принципов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет «принцип» пустым и нерусским словом. Кирсанов упрекает
Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Павел Петрович говорит о Шиллере и Гёте,
Базаров восклицает: «Порядочный химик в
двадцать раз полезнее всякого поэта!»
Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник не может терять при этом сыновнего отношения к культуре прошлого. Однако это чувство Базаровым совершенно отрицается. Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание
всех исторических ценностей.
Тургенева привлекает в
разночинце множество положительных качеств:
отсутствие барской изнеженности, презрение к
прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров
силен в критике консерватизма Павла Петровича,
в обличении пустословия русских либералов,
в отрицании эстетского преклонения «барчуков»
перед искусством, в критике дворянского культа любви. Все же от писателя не
скрывается, что, бросая вызов
отживающему строю жизни, герой в
своей ненависти к «барчукам проклятым»
заходит слишком далеко. Отрицание «вашего&
искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание
«вашей» любви—в утверждение, что любовь —
чувство напускное, все в ней легко
объясняется физиологией, отрицание
«ваших» сословных принципов — в
уничтожение любых авторитетов, отрицание сентиментальнодворянской любви к народу
— в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов
непреходящим ценностям культуры,
ставя себя в трагическую ситуацию.
В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждал, что жизнь с ее готовыми» исторически рожденными и Богом данными законами умнее отдельного человека или группы лиц. Но это доверие к
опыту прошлого предполагает проверку его
жизнеспособности, его соответствия молодой, вечно обновляющейся
жизни. Оно предполагает бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословным высокомерием и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами
заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса»,
Итак, Павел Петрович
приходит к отрицанию человеческой личности перед
принципами, принятыми на веру, Базаров
приходит к утверждению личности» но ценой
разрушения всех авторитетов. Обе позиции —
крайние: в одной — закоснелость и эгоизм, в
другой — заносчивость кнетерпимость. Спорщики
впадают в «противоположные общие места». Истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову— сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к
самим себе.
Каждое поколение разрушает миросозерцание предыдущего поколения; что казалось неопровержимым
вчера» то ниспровергается сегодня; абсолютные, вечные истины существуют только для народов не исторических. Уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов», веками формировавшееся чувство «сыновства» и «отцовства»,
вечные, не человеком придуманные нравственные
законы ставились, таким образом, под сомнение.
Тургеневу как писателюреалисту вполне удалось
«добраться через роман до публичной проповеди». По словам П. В.
Анненкова, опубликовав роман «Отцы и дети», писатель тем самым кинул в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривали. Тургенева это не радовало: он писал свой роман с тайной надеждой, что его произведение послу
жит делу сплочения и объединения всех прогрессивных общественных сил России. Расчет на этот союз не оправдался. Роман не только не примирил вражду, но и обострил ее, спровоцировал катастрофу. Назревал мучительный для Тургенева разрыв с
русским читателем, тоже посвоему отражавший крах его сокровенных надежд на
союз всех антикрепостнических сил страны. Этот разрыв переживался писателем как личная духовная драма. |