Пари Печорина с Вуличем
(Анализ главы «Фаталист» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»}
«Фаталист»
— последняя глава
романа
М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Композиционно
завершая весь роман, она не только является
последним штрихом в разгадке тайны характера Печорина, но и своего рода
философским размышлением автора о
соотношении свободы человеческой воли
и предопределения»
Повесть начинается с рассуждения о том, что восточное поверье, будто судьба человека полностью
написана на небесах, находит много поклонников
между русскими людьми. Офицеры высказывали
различные предположения, которые
сводились к тому, что еще никто не видел списка, на котором означен час его смерти. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля,
рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?» — сказал кто-то из
офицеров.
Когда спор зашел в тупик, Вулич, один из присутствовавших, предложил пари, которое могло практически
доказать существование предопределения. Вулич был
по-восточному фаталистом. Серб по национальности, он наделяется ярко выраженной восточной внешностью. Также говорится, что он оказался азартным игроком в карты. Банк и штосе — это карточные игры, которые он предпочитал. Они игрались по упрощенным правилам и ставили выигрыш полностью в зависимость от случая. В сознании таких азартных игроков, как Вулич, их противником в штосе оказывался не человек, а слепая судьба, или рок, то есть таинственная и скрытая от понимания
людей причинность. Она является той пружиной, на которой вертится весь мир.
Недаром, радуясь неожиданно выигранному пари, Вулич говорит Печорину, что это лучше банка или штосса. Для таких
людей случай и судьба были синонимами, а они сами игрушкой в руках могущественной фортуны.
Между
тем, с точки зрения спора, завязывающего
сюжет «Фаталиста», судьба и случай — антонимы. Лермонтов подчеркивает, что
вера в рок не исключает личной
храбрости, активности и энергии, Печорин, противостоящий Були ч у в споре, утверждает, что предопределения нет. Тем самым
он поступает как истинный сын западной цивилизации,
ставящий все под сомнение. Однако Печорин не только человек Запада с
ярко выраженной индивидуальностью, он также человек русской культуры. Это
свидетельствует о противоречивости его характера.
Поразительно,
что в тот самый момент, когда Печорин заявляет, что нет предопределения, он предсказывает Вуличу близкую смерть. Он убежден, что на лице человека, который должен умереть
через несколько часов, есть какой-то странный
отпечаток неизбежной судьбы. Критицизм западного человека и фатализм
восточного совмещаются в его характере самым
парадоксальным образом.
Такая гибкость мышления» по мнению Лермонтова,
является отличительной чертой русского человека и русской культуры. Недаром к
концу жизни Лермонтов также считал, что фатализм не только не исключает активности, борьбы,
но к ним взывает. Он освобождает от страха перед неотвратимостью, вселяет
отвагу риска, жгучее стремление к испытанию сил.
В повести Печорин не только оспорил идею фатализма, заключив пари с Вуличем, но и практически опроверг его. Фатализму он противопоставил индивидуальную волю, тонкий расчет и истинную храбрость, бросившись на казака-убийцу.
Печорин
уходит из романа настоящим героем, совершившим подвиг» Он мог бы совершить много прекрасных дел, сложись его судьба
иначе. Таким он, по мысли
Лермонтова» и должен больше всего запомниться читателю. В этом выражается скрытый оптимизм автора, его вера в
человека и в его
возможности. |