Литература
Воскресенье, 22.10.2017, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1134
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 13 » Патриархальный мир и хранители его устоев впьесеА. Н, Остро некого «Гроза»
22:14
Патриархальный мир и хранители его устоев впьесеА. Н, Остро некого «Гроза»

Патриархальный мир и хранители его устоев впьесеА. Н, Остро некого «Гроза»

Пьеса А. Н, Островского «Гроза» в соответст­вии с традицией понимается как социально-бы­товая драма. Особое значение в ней придается описанию патриархального быта купеческого об­щества города Калинов а» Пьеса начинается с про­странной, неторопливой экспозиции, в которой драматург не просто знакомит читателей и зрите­лей с героями и местом действия, он создает об­раз мира, в котором живут его герои и где развер­нутся события.

Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городке Калинове. Этот город, расположенный на берегу Волги» обрисован подробно и многосторонне. В «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, по и в диалогах действующих лиц. Высокий, об­рывистый волжский берег и заречные дали вво­дят мотив простора, полета. Необыкновенная природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии, рассказы Катерины о детстве и ее религиозных пережива­ниях — все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает эту поэзию с мрачными картинами повседневной жестокости жителей друг к другу, с рассказами о бесправии большин­ства обывателей, с невероятной «затерянностью» калиновского мира.

Мотив совершенной замкнутости калиновской жизни постепенно усиливается в пьесе. Оказыва­ется, что патриархальный городок на берегу Вол­ги и современная ему Москва с ее суетой и желез­ной дорогой — это разное историческое время. Жители Кал и нова не видят ничего нового и ни­чего не знают о других землях и странах. Однако и о своем прошлом они сохранили только смут­ные, утратившие связь и смысл предания. Об этом свидетельствует разговор городских обыва­телей о Литве, которая к ним «с неба упала». Но­вости из большого мира жителям приносит странница Феклуша, и они с одинаковым довери­ем слушают и о странах, где люди с песьими го­ловами «за неверность^, и о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать», и о времени, которое «стало в умаление прихо-дить&. Жизнь в Калинове замирает, иссякает: о прошлом забыто, настоящее скудно, «руки есть, а работать нечего».

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бой­кие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира.

Два полюса калиновского мира представляют собой Катерина и Кабаниха, Кабаниха блюсти­тель его уже окостеневшей формы, в то время как Катерина воплощает дух этого мира, его меч­ту. Кабаниха вся прикована к земле» ее силы на­правлены на сохранение мертвой формы, и она не беспокоится о давно исчезнувшем духе этой формы. Катерина же устремляется к свободе и к высшей правде. Недаром она мечтает взлететь в небо, как птица. Однако живет она в эпоху, когда дух патриархальной морали исчез и отношения между людьми держатся только на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. Она видит разницу между обстановкой в до­ме ее матери, где она жила до замужества, и по­рядками в семье ее свекрови, «Да здесь все как будто из-под неволи», — отвечает Катерина Вар­варе, не улавливающей этой разницы. Для кон­цепции пьесы очень важно, что Катерина появи­лась не откуда-то из просторов другой жизни, другого исторического времени, а родилась и сформировалась в таких же екалиновских» ус­ловиях.

Несмотря на все усилия Кабановой, семейные отношения в ее доме являются, в сущности, пол­ным попранием сути патриархальной морали. Дети охотно выражают свою покорность, выслу­шивают наставления, нисколько не придавая им значения, и потихоньку нарушают все эти запо­веди и наказы. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — говорит Ва­ря. Также поступает и Тихон, сын Кабанихи, Принадлежа к младшему поколению калинов-цев, Тихон по-своему знаменует конец патриар­хального уклада. Он совсем не соответствует ро­ли мужа в патриархальной семье. Ему не удается быть властелином и в то нее время опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между требованиями матери и сострада­нием к жене. Тихон любит Катерину, но не так, как по нормам морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не соответствует ее соб­ственным представлениям. Для Тихона вырвать­ся на свободу из-под опеки матери — значит уда­риться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хо­чу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» — отвечает он на бесконечные наставле­ния Кабанихи, Униженный попреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине.

Не только Варвара и Тихон, но и другие пред­ставители молодого поколения Калинова не хо­тят придерживаться старинных порядков в быту. Однако им чужд максимализм Катерины, и в от­личие от нее они стоят на позиции житейских компромиссов, хотя им тяжело жить под гнетом старших, но они научились обходить его, каж­дый в соответствии со своим характером. Фор­мально признавая над собой власть обычаев, эти персонажи постоянно идут против них. Но имен­но на фоне их компромиссной позиции нравст­венно высокой выглядит Катерина.

Ощущение обреченности кали невского мира в сознании его представителей облекается в сред­невековые формы простонародных представле­ний и апокалипсических ожиданий. В связи с этим такой второстепенный персонаж, как странница Феклуша, обретает большое значение, Феклуша не участвует в действии, не связана не­посредственно с фабулой, но она необходима для характеристики среды, для создания образа го­рода Калинова. Ее нелепые рассказы слушает не только Глаша, но и Кабанова, из реплик которой становится ясно, что она осознает надвигающую­ся гибель своего мира. У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте отношений пат­риархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей этого « прав ильного» миропорядка, и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин, выполняющий в пьесе некоторые функции героя-резон ера, тоже плоть от плоти ка-линовского мира. Этот герой изображен как че­ловек необычный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает и на реальное лицо — Кулибина, и соотносится со словом «кулига», ко­торое обозначает болото или «дальнее, глухое место». Последнее значение закрепилось благо­даря широко известной поговорке «у черта на ку­личках».

Как и Катерина, Кулигин — натура поэтиче­ская и мечтательная. Он восхищается красотой заволжского пейзажа и сетует, что калиновцы к нему равнодушны. Он даже пишет стихи «по-ста­ринному» т как когда-то писали Ломоносов и Дер­жавин. В начале действия он поет народную пес­ню литературного происхождения «Среди доли­ны ровныя..,». Это подчеркивает отличие Кули-гина от других персонажей, связанных с фольк­лорной культурой. Он же человек книжный, хо­тя и довольно архаической книжности. Кулигин доверительно сообщает Борису, что он меха­ник-самоучка. Однако технические идеи Кулиги-на — явный анахронизм. Солнечные часы, кото­рые он мечтает установить на калиновском буль­варе, пришли еще из античности, а громоот­вод — техническое открытие XVIII века. Его уст­ные рассказы о судейской волоките напоминают еще более ранние нравоучительные повести. Все эти черты показывают его глубинную связь с ми­ром Калинова, хотя он конечно же отличается от большинства жителей города. Можно сказать, что Кулигин — -«новый человек», однако его но­визна сложилась внутри калиновского мира, способного порождать не только своих страстных мечтательниц, как Катерина, но и своих уче­ных-рационалистов, как Кулигин.

Кулигин мечтает получить миллион от англи­чан за изобретение «перпетуум-мобиле». Милли­он этот он намеревается потратить на калиновское общество, дать работу мещанству. Кулигин, действительно, человек хороший: добрый, беско­рыстный и кроткий. Но едва ли он счастлив, как думает о нем Борис. Его мечта постоянно вынуж­дает его выпрашивать деньги на свои изобрете­ния, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза. Для земляков Кулигин — безобидный чудак, что-то вроде городского юро­дивого. А главный и,ч его возможных «мецена­тов» — Дикой и вовсе набрасывается на изобре­тателя с бранью, подтверждая общее мнение, что из-за жадности он не способен расстаться с день­гами.

Кулигинская страсть к творчеству остается не­утоленной: он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. При всем трудолю­бии, творческом складе личности Кулигин — натура созерцательная, лишенная всякого напора и агрессивности. Вероятно» только поэтому кали-новцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается.

Лишь один человек не принадлежит к кали-новскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и ма­нерам. Это Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского, Но хоть и чужой, он все-таки уже взят в плен Калино­вым, не может порвать связь с ним, признал над собой его законы. Ведь связь Бориса с Диким да­же не денежная зависимость. Он сам понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдаст ему Дикой бабушкиного наследства, оставлен­ного на столь неопределенных условиях: если племянник «будет почтителен к дядюшке». И все-таки он ведет себя так, как будто матери­ально зависит от Дикого или обязан ему подчи­няться как старшему в семье. И хотя Борис ока­зался тем, кого так страстно полюбила Катерина именно потому, что внешне он отличается от ок­ружающих, все-таки прав Н. А. Добролюбов, считавший, что этот герой должен быть отнесен к обстановке.

Под пером А. Н. Островского социально-быто­вая драма из жизни купеческого сословия пере­росла в трагедию. Через любовно-бытовую кол­лизию был показан эпохальный перелом, проис­ходивший в простонародном сознании. Просыпа­ющееся чувство личности и новое отношение к миру оказались в непримиримом противоречии с реальным состоянием современного автору пат­риархального уклада.

Просмотров: 566 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Остро некого «Гроза», Патриархальный мир и хранители его | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика