Патриархальный мир и хранители его
устоев впьесеА. Н, Остро некого
«Гроза»
Пьеса А. Н, Островского «Гроза» в соответствии с традицией понимается как социально-бытовая драма. Особое значение в ней придается описанию патриархального быта купеческого общества
города Калинов а» Пьеса начинается с пространной,
неторопливой экспозиции, в которой драматург
не просто знакомит читателей и зрителей
с героями и местом действия, он создает образ мира, в котором живут его герои и где развернутся события.
Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городке Калинове. Этот город, расположенный на берегу Волги» обрисован подробно и многосторонне. В «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в
ремарках, по и в диалогах действующих лиц. Высокий, обрывистый волжский берег и заречные дали
вводят мотив простора, полета. Необыкновенная природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии,
рассказы Катерины о
детстве и ее религиозных переживаниях — все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает эту
поэзию с мрачными картинами
повседневной жестокости жителей друг к другу, с рассказами о бесправии большинства обывателей, с невероятной
«затерянностью» калиновского
мира.
Мотив совершенной замкнутости калиновской жизни постепенно
усиливается в пьесе. Оказывается, что
патриархальный городок на берегу Волги и
современная ему Москва с ее суетой и железной
дорогой — это разное историческое время. Жители Кал
и нова не видят ничего нового и ничего не
знают о других землях и странах. Однако и о своем прошлом они сохранили только
смутные, утратившие связь и смысл предания. Об этом свидетельствует разговор городских обывателей о
Литве, которая к ним «с неба упала». Новости из
большого мира жителям приносит странница Феклуша, и
они с одинаковым доверием слушают и о странах, где люди с песьими головами «за неверность^, и о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать», и о времени, которое «стало в умаление прихо-дить&. Жизнь в Калинове замирает, иссякает: о прошлом забыто, настоящее скудно, «руки есть, а работать нечего».
Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бойкие и кроткие,
властные и подначальные, купцы и конторщики, странница
и старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются в сфере понятий и
представлений замкнутого
патриархального мира.
Два
полюса калиновского мира представляют собой
Катерина и Кабаниха, Кабаниха блюститель
его уже окостеневшей формы, в то время как
Катерина воплощает дух этого мира, его мечту. Кабаниха вся прикована к
земле» ее силы направлены на сохранение
мертвой формы, и она не беспокоится о давно исчезнувшем духе этой формы. Катерина же устремляется к свободе и к высшей
правде. Недаром она мечтает взлететь в небо,
как птица. Однако живет она в эпоху, когда дух патриархальной морали исчез и отношения между людьми держатся только
на насилии и принуждении. Чуткая душа
Катерины уловила это. Она видит разницу между обстановкой в доме ее матери, где она жила до замужества, и порядками
в семье ее свекрови, «Да здесь все как будто
из-под неволи», — отвечает Катерина Варваре, не улавливающей этой разницы. Для концепции пьесы очень
важно, что Катерина появилась не откуда-то из просторов другой жизни, другого исторического времени, а родилась и сформировалась в таких же екалиновских» условиях.
Несмотря на все усилия
Кабановой, семейные отношения в ее доме
являются, в сущности, полным
попранием сути патриархальной морали. Дети
охотно выражают свою покорность, выслушивают
наставления, нисколько не придавая им значения,
и потихоньку нарушают все эти заповеди и наказы. «А по-моему: делай что
хочешь, только бы шито да крыто было», —
говорит Варя. Также поступает и
Тихон, сын Кабанихи, Принадлежа к
младшему поколению калинов-цев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада. Он совсем не соответствует роли
мужа в патриархальной семье. Ему не удается быть
властелином и в то нее время опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но не так, как по нормам морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не соответствует ее собственным представлениям. Для Тихона вырваться на свободу из-под опеки матери — значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» — отвечает он на бесконечные наставления Кабанихи, Униженный попреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине.
Не только Варвара и
Тихон, но и другие представители молодого
поколения Калинова не хотят придерживаться старинных порядков в быту.
Однако им чужд максимализм Катерины, и в отличие
от нее они стоят на позиции житейских компромиссов,
хотя им тяжело жить под гнетом старших,
но они научились обходить его, каждый в соответствии со своим
характером. Формально признавая над собой власть обычаев, эти персонажи постоянно идут против них. Но именно на фоне их компромиссной позиции нравственно высокой выглядит Катерина.
Ощущение
обреченности кали невского мира в сознании
его представителей облекается в средневековые
формы простонародных представлений и
апокалипсических ожиданий. В связи с этим такой
второстепенный персонаж, как странница Феклуша, обретает большое
значение, Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но она необходима для характеристики среды, для создания образа города Калинова. Ее нелепые рассказы слушает не
только Глаша, но и Кабанова, из реплик которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира. У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей этого «
прав ильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.
Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин,
выполняющий в пьесе некоторые функции героя-резон
ера, тоже плоть от плоти ка-линовского мира. Этот герой изображен как
человек необычный. В перечне действующих
лиц о нем сказано: «мещанин,
часовщик-самоучка, отыскивающий
перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает и на реальное лицо —
Кулибина, и соотносится со словом «кулига»,
которое обозначает болото или «дальнее, глухое место». Последнее
значение закрепилось благодаря широко
известной поговорке «у черта на куличках».
Как и Катерина, Кулигин — натура поэтическая и
мечтательная. Он восхищается красотой заволжского
пейзажа и сетует, что калиновцы к нему
равнодушны. Он даже пишет стихи «по-старинному» т
как когда-то писали Ломоносов и Державин. В
начале действия он поет народную песню литературного происхождения
«Среди долины ровныя..,». Это подчеркивает
отличие Кули-гина от других персонажей, связанных с фольклорной культурой. Он
же человек книжный, хотя и довольно
архаической книжности. Кулигин доверительно сообщает Борису, что он механик-самоучка. Однако технические идеи Кулиги-на
— явный анахронизм. Солнечные часы, которые
он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности, а громоотвод — техническое открытие XVIII века. Его устные
рассказы о судейской волоките напоминают еще более ранние нравоучительные
повести. Все эти черты показывают его глубинную связь с миром
Калинова, хотя он конечно же отличается от большинства жителей города. Можно сказать, что Кулигин — -«новый человек», однако
его новизна сложилась
внутри калиновского мира, способного
порождать не только своих страстных мечтательниц, как Катерина, но и своих ученых-рационалистов, как
Кулигин.
Кулигин мечтает получить миллион от англичан за изобретение «перпетуум-мобиле». Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество, дать работу мещанству. Кулигин, действительно, человек хороший: добрый, бескорыстный и кроткий. Но едва ли он счастлив, как думает о нем Борис. Его мечта постоянно вынуждает его выпрашивать деньги на свои изобретения,
задуманные на пользу общества, а обществу и
в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза. Для земляков Кулигин — безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого.
А главный и,ч его возможных «меценатов» —
Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, подтверждая общее
мнение, что из-за жадности он не способен расстаться с деньгами.
Кулигинская страсть к творчеству остается неутоленной: он жалеет своих земляков, видя в их пороках
результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. При всем
трудолюбии, творческом складе личности Кулигин — натура созерцательная, лишенная всякого напора и агрессивности.
Вероятно» только поэтому кали-новцы с ним и
мирятся, несмотря на то что он во всем
от них отличается.
Лишь один человек не принадлежит к кали-новскому
миру по рождению и воспитанию, не похож на
других жителей города обликом и манерам.
Это Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского,
Но хоть и чужой, он все-таки уже взят
в плен Калиновым, не может порвать
связь с ним, признал над собой
его законы. Ведь связь Бориса с Диким даже не денежная зависимость. Он сам
понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдаст ему Дикой бабушкиного наследства,
оставленного на столь неопределенных
условиях: если племянник «будет почтителен к
дядюшке». И все-таки он ведет себя так, как будто материально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье. И хотя Борис оказался тем, кого так страстно полюбила Катерина именно
потому, что внешне он отличается от окружающих, все-таки прав Н. А. Добролюбов,
считавший, что этот герой должен быть
отнесен к обстановке.
Под пером А. Н. Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия переросла в трагедию. Через любовно-бытовую коллизию был показан эпохальный перелом, происходивший в простонародном сознании. Просыпающееся
чувство личности и новое отношение к миру
оказались в непримиримом противоречии с реальным состоянием современного
автору патриархального уклада. |