Поиски смысла жизни Андреем Болконским
«Война и мир, наиболее известное произведение
Л, Н. Толстого, органически совмещает в себе
как эпическое, так и романное начала. Как зное оно являет нам «сей мир в его минуты роковысй>в момент
величайшей катастрофы, когда «расшатаны
и сдвинуты основы бытия» когда источники
народной силы, обычно протекающие скрыто,
на большой глубине, мощно вырываются на простор». Тогда всем становится ясно,
что истинным творцом истории
является народ. Однако герой,
личность в «Войне и мире» весит гораздо
больше» чем ей положено в эпопее. Личная ценность героя, его субъективные права не сняты эпическим законом. Его главные герои — идеологи и правдоискатели — отстаивают свою идейную инициативу, свои права на то, чтобы не только принадлежать миру, но и присвоить его себе
своей мыслью, сознанием, волей,
Андрею Болконскому в романе
принадлежит особая роль в испытании различных сторон жизни.
В его духовном опыте читателю открывается важная
истина. Хотя князь Андрей и Пьер в своих
исканиях двигались б одном
направлении, каждый из них в силу своих личных особенностей открыл в истине свою сторону. Князь Андрей — человек активный, с твердым характером, умеет ставить перед собой и достигать практические
цели. Поэтому в его исканиях ярче, чем у
Пьера, обнаруживаются противоречия личного и общего. Перед ним все время
встает дилемма: жить для себя или для
других. Как привести к гармонии интересы отдельного человека и общества?
Князь Андрей» как и Пьер, в самом начале романа на приеме у Шерер предстает как поклонник
Наполеона. Но его почитание носит своеобразный характер: он военный человек и
стремится к славе, мечтает, подобно Наполеону, обрести свой Тулон. Это
настоящая страсть, не признающая никаких
пределов и ограничений. Ради достижения
своей цели князь Андрей готов отдать
все» Он никогда никому не признался бы, что любит только славу, любовь людскую. Его не страшат ни смерть, ни
раны, ни потеря семьи. Даже дорогих
ему людей — отца, сестру, жену — он
готов отдать за минуту славы, торжества над людьми. С этими мыслями он
идет на войну.
Однако ему не было суждено обрести свой Тулон,
но он освобождается от наполеоновского отношения
к миру, от обаяния своего кумира, и слава теряет над ним
власть, благодаря постижению им ее истинной
сущности. Волею судьбы князь Андрей
совершает классический подвиг офицера: он поворачивает бегущих с поля боя солдат и со знаменем в руках ведет их в атаку. Болконскому даже посчастливилось встретиться с
Наполеоном, отдавшим дань его воинской доблести. Кажется, это звездный час
героя» Но то, что представлялось еще вчера
высшим человеческим уделом, главной целью жизни, здесь, на поле сражения, вдруг оказалось ничтожным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимающие Наполеона, так мелочен казался ему
сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с
тем высоким, справедливым и добрым небом,
которое он видел и понял...»
Теперь в глазах Болконского Наполеон оказался
не великим, а ничтожным перед лицом вечности,
которая открылась ему. Великим называют того, кто
превосходит всех остальных, от
кого зависят счастье, благополучие, жизнь и смерть.
Но определяющей человеческую судьбу является связь с бесконечностью, ведущая
человека к Богу. Человек, осознавший себя в
вечном и бесконечном мире, не может быть измерен конечными оценками славы, величия или пользы. Тот, кто решает свою судьбу духовным поиском и обретением
связи с бесконечностью, спасающей его от смерти, не может признать Наполеона великим.
«Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и
величия чегото непонятного, но важнейшего» — к такому выводу приходит князь Андрей.
«Ничего нет верного» — вот
опыт Болконского, разрушивший его веру в
славу. Разочарование в своем кумире он пережил на поле Аустерлица, но его вера в величие и славу была поколеблена еще ранее, в Шенграбенском сражении. Гам он узнал, что такое слава на самом деле и кого она увенчивает. Отряд Багратиона достиг цели
под Шенграбеном во многом благодаря мужественным и умелым действиям батареи Тушина. Но сам капитан не только не
получил награды, но избежал наказания
только благодаря заступничеству
Болконского. А благодарность начальства
заслужили те, кто умел лгать, как Жерков, который не выполнил приказ Багратиона, пославшего его с
поручением на переднюю линию сражавшихся.
Князь Андрей воочию убедился в том,
что истинная храбрость чаще всего не получает признания, а слава, награды выпадают большей частью на долю
людей ловких и пронырливых.
Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, кннзь Андрей лишается
радости существования. Слава, как цель жизни, была ложна. Андрей
Болконский убедился в этом на собственном
опыте. Однако в ней было нечто
истинное, что было отброшено героем,
но без чего не мог он
достичь главной цели каждого человека — счастья.
То, чего ему не доставало,
открывается в споре с Пьером, вернувшим князя
Андрея к жизни, Пьер убеждал своего друга,
что нельзя жить только для себя, что вот он
«жил для себя и погубил свою жизнь». «А я, —
отвечал ему князь Андрей, — испытал
противоположное. Я жил для славы. (Ведь что же
слава?Та же любовь к другим, желание сделать для
них чтонибудь, желание их похвалы.) Так я
жил для других, и не почти, а совсем погубил
свою жизнь».
Вот здесь князь Андрей
ошибается: он не жил для других, он жил ради похвалы
других, а это не одно и то же. Ведь ради
похвалы он готов был жертвовать жизнью даже
самых близких людей. Оказалось, что ответ на
вопрос: жить для себя или ддя людей, зависит от
решения других важных вопросов. Обсуждая, герои пришли к выводу, что делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению
их». На страстную речь Пьера князь Андрей ответил
не отрицанием, а словами сомнения и
надежды: «Датколи бы это так было!»
Андрей Болконский как
человек, воспитанный своим отцом в духе
просветительства XVIII века, очевидно, был атеистом. Он подсмеивался над «Божьими» людьми княжны Марьи, с добродушной иронией отнесся к ее просьбе принять образок Спасителя перед отъездом на войну. Простая»
традиционная вера сестры не удовлетворяла
князя Андрея, не разрешала его сомнений, но он завидовал ей. «Хорошо бы
это было, ...ежели бы все было так ясно и
просто, как оно кажется княжне Марье.
Как хорошо бы было знать, где искать
помощи в этой жизни и чего
ждать после нее там, за гробом! Как бы
счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня!»
Не случайно, что сразу после философского спора о Боге, о вечности на пароме высокообразованные герои Толстого слушают бесхитростный рассказ богомольной странницы Пелагеюшки, видевшей икону Богородицы, из щеки которой капало миро. Однако не ум с его логическими доводами и не вера в чудо с ее отказом от разума, а голос
души — вот что убеждает человека. Доводы
можно опровергнуть, в чуде можно усомниться,
но с потребностью человека в Боге ничего сделать невозможно. Хотя князь Андрей легко побивает доводы Пьера, но независимо от его слов или даже вопреки им, в нем пробуждается жизнь, возвращается радость, «Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения».
Недаром, выходя с парома, князь Андрей ц первый раз после Аустерлица увидел то высокое, вечное небо, которое привлекло его, когда он лежал раненный на поле, и чтото давно заснувшее, чтото лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.
Свидание с Пьером было для князя Андрея моментом, с которого в его внутреннем мире началась новая жизнь. После поездки в свои рязанские
поместья князь Андрей решился ехать в Петербург
и придумывал разные для этого причины. Это решение вызревало в его душе в течение всего года после разговора с Пьером на пароме. Живя в Богучарове, князь Андрей успел сделать многое. Все те преобразования, которые затеял у себя Пьер и не довел до конца» были исполнены князем Андреем. В одном имении оп перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в другом заменил барщину земельным оброком. В Богучарово для помощи родильницам была выписана
ученая бабка, и священник стал обучать крестьянских детей грамоте.
Все это свидетельствует о прогрессивности
взглядов героя, но об этом сообщается между делом. Зато Толстой
подробно рассказывает о поездке князя
Андрея в Отрадное — имение Ростовых.
Внимание автора направлено на события внутренней
жизни героя, на то, как у него формируется
новое понимание жизни»
В Отрадном князь Андрей впервые встречается с Наташей, Он, грустный, озабоченный, подъезжая к дому Ростовых, услыхал женский веселый
крик и увидал бегущую к его коляске толпу девушек,
среди которых была одна черноволосая,
очень тоненькая, в желтом ситцевом платье.Узнав чужого, эта девушка, не
взглянув на него, побежала назад. Князю
Андрею стало больно оттого, что «эта
тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование».
Затем он остается ночевать у Ростовых в комнате,
которая оказалась под комнатой Наташи
и Сонит и невольно подслушивает их разговор. И снова ему
становится досадно, оттого что девушкам нет дела до его существования. Далее, возвращаясь домой и проезжая через лес, он снова
ищет тот старый корявый дуб, который видел прежде
и который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни
весны, ни солнца»» Раньше этот дуб вызывал
у князя Андрея ряд безнадежных, но грустноприятных мыслей. Но сейчас, снова оказавшись в том же лесу, он не узнал своего старого знакомца. «Старый дуб» весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах
вечернего солнца». И здесь происходит окончательное
и бесповоротное решение князя Андрея
вернуться к активной жизни. Оно было вызвано беспричинным весенним
чувством радости и обновления,
преобразившем старое дере
во, и стало завершающим звеном в цепи событий, вдруг открывшихся князю Андрею в их ясной и несомненной связи.
«Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время
вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом» и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой
ночи, и эта ночь, и луна, — и все это вдруг
вспомнилось ему». Лучшие минуты не обязательно
самые счастливые. Лучшие — это самые
значительные, самые важные минуты в жизни.
Все они и есть события на духовном пути, они
и привели князя Андрея к решению. У героев
Толстого есть возможность пути, потому что у них есть достижимые цели — счастье и радость, возможность которых гарантирована вечностью, воспринимаемой ими. Поэтому среди лучших минут князю Андрею вспомнилось все то, что составляет основу жизни: красота, любовь, природа, смерть и вечность, открывающаяся человеку в моменты наивысшего духовного напряжения.
Надо жить вместе со всеми, к такому убеждению приходит Андрей Болконский, надо жить общей жизнью, не в силу расчета, не потому, что так нужно обществу, не на основании доводов разума, а потому что человека призывает к этому голос его природы. «Жить для себя одного нельзя. Это смерть. Жизнь только тогда, когда живешь для других или хоть готовишь себя к тому, чтобы быть способным жить для других», — писал Толстой в своем дневнике.
В Петербурге князь Андрей
принял активное участие в подготовке реформ.
Он разочаровался вславе, но еще верил в
существование людей, от которых зависят судьбы стран и народов. Его «непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов 9. Он с любопытством следил за движениями Сперанского, своего нового кумира, человека, недавно
ничтожного семинариста и теперь в руках своих, — этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский ». Постепенно Болконский освобождается от своей иллюзии. Если от стремления к славе он отказался, убедившись в ее «неверности», то охлаждение к политике происходит благодаря новому
сильному чувству, давшему князю Андрею
опыт истинной жизни. Здесь решающее слово принадлежит Наташе Ростовой,
любовь к которой уничтожила в глазах
Болконского интерес к власти и
политике, разочарование в которых происходит
на другой день после бала, где он танцевал
с Наташей.
Обаяние Наташи, ее влияние начинают сказываться на судьбе князя Андрея помимо сознания, независимо от его мыслей, что является несомненным знаком подлинности чувства героя. К нему приходит гость с важной политической новостью.
Бицкий с восторгом и волнением рассказывает
князю Андрею о речи царя в Государственном
Совете, По мнению Бицкого, это событие «есть
эра, величайшая эра в нашей истории». Но
настоящим событием в книге Толстого становится
не речь царя, пообещавшего стране конституцию,
а полное равнодушие князя Андрея к известию,
«которого он ожидал с таким нетерпением
и которому приписывал такую важность». Теперь это событие не
только не трогало его, но представлялось ему
ничтожным, потому что не могло сделать его счастливее и лучше. У него пропал интерес к преобразовательной деятельности,
которой он хотел себя посвятить. Перед новым
чувством героя меркнет та его жизнь, смыслом
которой были политические интересы.
Так в душе князя Андрея
столкнулись две силы, два интереса: общий и
личный. И общий интерес поблек, оказался ничтожным. Но это не означает,
что личное выше общего для автора и ге
роев «Войны и мира». Требование — надо, чтобы
«все они жили со мною вместе», — остается неизменным. Не признается только политика в качестве
формы общей жизни, в качестве объединяющего людей
начала. Политика, светская общественная жизнь — это сферы призрачной,
искусственной жизни, с точки зрения
Толстого, Политикой удовлетворяются в
«Войне и мире»те, кто не знает
настоящей жизни, кто обделен высшим
счастьем любви. Так, Андрей Болконский
со страстью увлекался политикой до того,
как узнал любовь, и сразу после разрыва с Наташей.
Кульминацией книги Толстого является война 1812
года. Она — кульминация эпопеи, поскольку в ней действует народ, раскрывающий
свою сущность, и кульминация романа по ее
роли в личных судьбах героев, в том
числе и князя Андрея. В войне сущность многих вещей, до сих пор скрытая от человека, обнаруживается и заставляет его искать нового понимания жизни. Война — это тяжелейшие испытания, это страдания, боль, кровь, грязь, преступления, которые человек должен преодолеть. «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни» и надо понимать
это и не играть в войну». Так понимает войну Андрей Болконский в 1812
году в отличие от 1805го, когда она для него была средством достижения славы.
В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением князь Андрей невольно жалеет о потере всех прежних иллюзий, делавших его жизнь приятной.
Война не оставляет им места, она сбрасывает
все маски с лица жизни. Разрыв с Наташей, нашествие Наполеона, смерть отца —
все это обрушилось на князя Андрея
почти разом и породило самое жестокое и безнадежное разочарование. «Вот
они, эти грубо намалеванные фигуры, которые
представлялись чемтопрекрасным и
таинственным. Слава» общественное благо,
любовь к женщине, самое отечество— как велики
казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они
исполненными! И все это так просто, бледно
и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Таким видится мир князю Андрею перед Бородинским сражением в «белом свете дня — ясной мысли о смерти». Он был уверен,
что узнал окончательную, последнюю истину.
Но, как показало время, он ошибался: жизнь всегда может принести новый опыт, который в состоянии совершенно изменить все представления
о ней.
После ужаса смерти князь Андрей переживает новый страстный порыв любви к жизни, на смену разочарованию приходит необыкновенный духовный подъем. Рядом с ним в хирургической полевой палатке оказывается Анатоль Курагин, которому на глазах князя Андрея ампутируют ногу без наркоза. Перенесенная боль, зрелище чудовищных страданий открыли князю Андрею новую сущность жизни, в очередной раз изменили его мировоззрение. Он понял ту христианскую
любовь к людям, о которой ему говорила княжна
Марья. Он испытал восторженную жалость
и любовь к своему врагу — Анатолю Курагину.
Эти новые чувства « наполнили его счастливое сердце».
Понять князя Андрея, прощающего своего врага, нелегко. Радость прощения Анатоля, сострадание, жалость и даже любовь к врагу — эти чувства возможны, понятны перед лицом смерти, ожидающей их обоих. Именно те истины, которые открываются человеку перед лицом смерти» обладают высшей достоверностью и значительностью. В умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной, избирательной и божеской любовью ко всем. Сознание чегото
высшего, ощущение бесконечности, стремление к
небу оказываются доступны князю Андрею именно в эти минуты.
В истинности того, о чем когдато рассуждали герои, они убеждаются на опыте. На пароме Пьер и Андрей в своем споре согласились с тем, что «надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем ч. Возможность вечной жизни для них была обязательным условием любви, справедливости, а
потому и самой человеческой жизни на земле.Теперь
князь Андрей, испытав прилив любви ко всем, постиг возможность вечной
жизни, она открылась ему, он к ней
прикоснулся. Под влиянием божественной любви он смог иначе полюбить и Наташу, Он понял ее чувство, ее страдания, стыд, раскаянье и теперь в первый раз осознал всю жестокость своего разрыва с ней.
Наконец, благодаря открывшемуся ему началу
любви, князь Андрей смог достойно и спокойно
умереть. Во время болезни он неотступно
думал о жизни и смерти. «И больше о смерти.
Он чувствовал себя ближе к ней». Его духовный
путь продолжался, он искал последнюю истину,
которая бы примирила его со смертью. Его
последние мысли были о любви, о Боге, о
вечности. |