Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Роль, место, значение, функция какого-либо элемента художественного произведения
19:09
Роль, место, значение, функция какого-либо элемента художественного произведения
Роль, место, значение, функция какого-либо элемента
художественного произведения — довольно распространенное ключевое слово в формулировках тем сочинений. «Картины природы и их художественная роль в произведениях А. С. Пушкина*, *Роль эпитетов в лирике А, С. Пушкина», «Место и роль образа автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин*, «Художественная роль второстепенных персонажей и бытовых деталей в романе А- С. Пушкина «Евгений Онегин*, «Письма и их художественная роль в произведениях А. С. Пушкина», «Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души», «Роль образа Чичикова в создании
композиционного единства поэмы Н. В.
Гоголя «Мертвые души», «Роль любовной интриги
в романе И. А. Гончарова*, «Роль финала
в раскрытии ид ей но-худ о жест венного замысла в романах «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Преступление и
наказание» Ф, М. Достоевского*, «Роль
антитезы в романе Л. Н, Толстого «Война
и мир», «Роль эпилога в романах Л.
Н. Толстого «Война и мир» и «Преступление и наказание» Ф. М.
Достоевского», «Комические образы и их роль
в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»,
«Образы русской природы и их художественный
смысл в пьесах Н.А.Островского и А,
П, Чехова», «Роль фантастики в комедиях
В. В, Маяковского «Клоп» и «Баня*, «Роль фантастики в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Чтобы оценить роль упомянутых выше элементов для выражения
идейного и художественного содержания
литературного произведения,достаточно представить это произведение без них.
Например, роман Пушкина «Евгений Онегин» — без образа автора, раздвигающего рамки
повествования вширь, без писем Татьяны и Онегина,
из которых мы узнаем о том, что происходит во внутреннем мире героев; поэму Гоголя
«Мертвые души» — без Чичикова, благодаря которому автору удалось изъездить все уголки и
захолустья и заглянуть в самые отдаленные места глухой
губернии; романы Гончарова и Тургенева — без историй любви Обломова и Ольги Ильинской,
Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Николая Петровича и его первой жены,
а затем Фенечки. Ведь история любви всегда придает психологическую достоверность и
убедительность переживаниям героев, вовлеченных
в социальный или мировоззренческий конфликт, без нее роман бы не состоялся.
Также абитуриентам иногда приходится писать
сочинение, в котором нужно рассмотреть своеобразие или особенности жанра, сюжета, композиции,
стиля литературного произведения: «Своеобразие сюжета и композиции комедии
А. С, Грибоедова «Горе от ума», «Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри*
и «Песни про купца Калашникова», «Жанровое и композиционное своеобразие пьесы А.
П, Чехова «Вишневый сад», «Своеобразие политической сатиры Салтыкова-Щедрина», «Особенности
жанра и стиля поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина».
Иногда возникают трудности с определением жанровой
принадлежности произведения. Три литературных рода: эпос, лирика, драма — имеют
свои жанры. Однако часто жанровая природа анализируемого произведения оказывается сложной,
необычной или нетрадиционной. Так, например, пьеса Островского «Гроза* может быть
определена и как драма, и как трагедия; "Мертвые
души» Гоголя — как роман и как поэма, а также малая эпопея; * Преступление и наказание» Достоевского— как психологический и философский роман с элементами детектива; а
жанр пьесы «Вишневый сад* обозначен Чеховым как лирическая комедия, «Анна Онегина* Есенина — это лироэпическая поэма.
Что касается своеобразия сюжета и композиции
комедии Грибоедова «Горе от ума*, то оно связано с параллельным развитием любовной интриги
и общественного конфликта, которые обозначены уже в экспозиции. Из разговора Софьи
и Лизы мы узнаем, что Софья некогда любила Чацкого, а теперь она предпочитает Молчали-на.
Чацкий настораживает ее тем, что он востер, умен, красноречив*, слишком высоко думает. Софья
также не одобряет его стремления «ума искать и ездить так далёко*. Молчалин же не таков, он «враг дерзости», несмелый и застенчивый, любящий ее из «глубины души». Уже здесь видно,
что предпочтение Софьи связано с ее общественной
позицией — она мечтает устроиться в
жизни, и ее раздражает беспокойное поведение Чацкого. Приезд Чацкого является завязкой как любовной интриги,
так и общественного конфликта. С одной
стороны, формируется любовный треугольник, с другой — Софья и Чацкий
расходятся в оценке московского общества.
Желание молодого человека терпеть
недостатки окружающих не может
продлиться долго, выяснение его общественной
позиции происходит сразу же, как только
он намекнул Фамусову о своем намерении посвататься
к Софье, и заканчивается полным разрывом Чацкого с фамусофским
обществом. Начиная с завязки, все
композиционные узлы комедии
сопровождаются монологами Чацкого, Их
всего шесть: «Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба...& -- завязка, «И точно, начал свет глупеть.,,» и «А судьи кто?.,» появляются вразвитии действия и связаны с движением общественного
конфликта, монолог «Оставимте мы эти пренья,,.» — также в развитии действия, но
связан с любовной линией, монолог о французике
из Бордо — кульминация комедии, а «Не образумлюсь,., виноват...» — развязка
как любовной интриги, так и общественного конфликта.
Размышляя над темой, содержащей в своей формулировке
слово собрав», необходимо помнить, что художественный образ, с которым мы встречаемся
в литературном произведении, — это плод творческой фантазии автора, его
воображения, а не реальный человек, явление или предмет.
Создавая образ, автор конечно же творчески воспроизводит действительность. Образ
также следует отличать от персонажа литературного
произведения, а поэтому правильно говорить об образах персонажей. Кроме того, можно
рассуждать об отрицательных персонажах, но невозможно
рассуждать об отрицательных образах. Самые отвратительные персонажи, такие как
Плюшкин, Ноздрев и т. д., являются великолепными художественными образами, созданными
великим писателем.