Литература
Суббота, 27.04.2024, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Роль, место, значение, функция какого-либо элемента художественного произведения
19:09
Роль, место, значение, функция какого-либо элемента художественного произведения

Роль, место, значение, функция какого-либо элемента художественного произведения — до­вольно распространенное ключевое слово в фор­мулировках тем сочинений. «Картины приро­ды и их художественная роль в произведени­ях А. С. Пушкина*, *Роль эпитетов в лирике А, С. Пушкина», «Место и роль образа автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин*, «Ху­дожественная роль второстепенных персонажей и бытовых деталей в романе А- С. Пушкина «Ев­гений Онегин*, «Письма и их художественная роль в произведениях А. С. Пушкина», «Роль художественной детали в поэме Н. В. Гого­ля «Мертвые души», «Роль образа Чичикова в создании композиционного единства поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», «Роль любовной интриги в романе И. А. Гончарова*, «Роль фина­ла в раскрытии ид ей но-худ о жест венного замыс­ла в романах «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Преступление и наказание» Ф, М. Достоевско­го*, «Роль антитезы в романе Л. Н, Толстого «Война и мир», «Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского», «Комические образы и их роль в пьесе А. П. Чехова «Вишне­вый сад», «Образы русской природы и их худо­жественный смысл в пьесах Н.А.Островского и А, П, Чехова», «Роль фантастики в комеди­ях В. В, Маяковского «Клоп» и «Баня*, «Роль фантастики в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чтобы оценить роль упомянутых выше эле­ментов для выражения идейного и художествен­ного содержания литературного произведения, достаточно представить это произведение без них. Например, роман Пушкина «Евгений Оне­гин» — без образа автора, раздвигающего рамки повествования вширь, без писем Татьяны и Оне­гина, из которых мы узнаем о том, что происхо­дит во внутреннем мире героев; поэму Гоголя «Мертвые души» — без Чичикова, благодаря ко­торому автору удалось изъездить все уголки и за­холустья и заглянуть в самые отдаленные места глухой губернии; романы Гончарова и Тургене­ва — без историй любви Обломова и Ольги Иль­инской, Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Николая Петровича и его первой жены, а затем Фенечки. Ведь история любви всегда придает психологическую достоверность и убедительность переживаниям героев, вовлечен­ных в социальный или мировоззренческий конф­ликт, без нее роман бы не состоялся.

Также абитуриентам иногда приходится пи­сать сочинение, в котором нужно рассмотреть своеобразие или особенности жанра, сюжета, композиции, стиля литературного произведе­ния: «Своеобразие сюжета и композиции коме­дии А. С, Грибоедова «Горе от ума», «Своеобра­зие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри* и «Песни про купца Калашникова», «Жанровое и композиционное своеобразие пьесы А. П, Чехова «Вишневый сад», «Своеобразие по­литической сатиры Салтыкова-Щедрина», «Осо­бенности жанра и стиля поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина».

Иногда возникают трудности с определением жанровой принадлежности произведения. Три литературных рода: эпос, лирика, драма — име­ют свои жанры. Однако часто жанровая приро­да анализируемого произведения оказывается сложной, необычной или нетрадиционной. Так, например, пьеса Островского «Гроза* может быть определена и как драма, и как трагедия; "Мертвые души» Гоголя — как роман и как по­эма, а также малая эпопея; * Преступление и на­казание» Достоевского— как психологический и философский роман с элементами детектива; а жанр пьесы «Вишневый сад* обозначен Чеховым как лирическая комедия, «Анна Онегина* Есе­нина — это лироэпическая поэма.

Что касается своеобразия сюжета и компози­ции комедии Грибоедова «Горе от ума*, то оно связано с параллельным развитием любовной интриги и общественного конфликта, которые обозначены уже в экспозиции. Из разговора Со­фьи и Лизы мы узнаем, что Софья некогда люби­ла Чацкого, а теперь она предпочитает Молчали-на. Чацкий настораживает ее тем, что он востер, умен, красноречив*, слишком высоко думает. Софья также не одобряет его стремления «ума искать и ездить так далёко*. Молчалин же не та­ков, он «враг дерзости», несмелый и застенчи­вый, любящий ее из «глубины души». Уже здесь видно, что предпочтение Софьи связано с ее об­щественной позицией — она мечтает устроиться в жизни, и ее раздражает беспокойное поведение Чацкого. Приезд Чацкого является завязкой как любовной интриги, так и общественного конф­ликта. С одной стороны, формируется любовный треугольник, с другой — Софья и Чацкий расхо­дятся в оценке московского общества. Желание молодого человека терпеть недостатки окружаю­щих не может продлиться долго, выяснение его общественной позиции происходит сразу же, как только он намекнул Фамусову о своем намерении посвататься к Софье, и заканчивается полным разрывом Чацкого с фамусофским обществом. Начиная с завязки, все композиционные узлы комедии сопровождаются монологами Чацкого, Их всего шесть: «Ну что ваш батюшка? Все Анг­лийского клоба...& -- завязка, «И точно, начал свет глупеть.,,» и «А судьи кто?.,» появляются в развитии действия и связаны с движением обще­ственного конфликта, монолог «Оставимте мы эти пренья,,.» — также в развитии действия, но связан с любовной линией, монолог о французи­ке из Бордо — кульминация комедии, а «Не об­разумлюсь,., виноват...» — развязка как любов­ной интриги, так и общественного конфликта.

Размышляя над темой, содержащей в своей формулировке слово собрав», необходимо пом­нить, что художественный образ, с которым мы встречаемся в литературном произведении, — это плод творческой фантазии автора, его вообра­жения, а не реальный человек, явление или предмет. Создавая образ, автор конечно же твор­чески воспроизводит действительность. Образ также следует отличать от персонажа литератур­ного произведения, а поэтому правильно гово­рить об образах персонажей. Кроме того, можно рассуждать об отрицательных персонажах, но невозможно рассуждать об отрицательных обра­зах. Самые отвратительные персонажи, такие как Плюшкин, Ноздрев и т. д., являются велико­лепными художественными образами, созданны­ми великим писателем.

Просмотров: 775 | Добавил: $Andrei$ | Теги: функция какого-либо элемента художе, Значение, Место, Роль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика