Литература
Суббота, 20.04.2024, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 8 » Роль образа Чичикова в создании композиционного единства поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души»
16:52
Роль образа Чичикова в создании композиционного единства поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души»

Роль образа Чичикова в создании композиционного единства поэмы 

Н. В. Гоголя "Мертвые души»

Гоголь сумел по достоинству оценить подска­занный ему А. С. Пушкиным сюжет для большо­го «сочинения», построенного на афере с мертвы­ми душами. Этот сюжет был хорош тем, что да­вал автору «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных, характеров». Однако, чтобы реа­лизовать свой замысел. Гоголь нуждался в под­ходящем герое. Сатирическое изображение по­шлой жизни с ее недостатками, пороками и все­возможными отклонениями от нормы, к которо­му стремился писатель, требовало не благород­ного героя нравоучительного романа и не героя-романтика, а «подлеца». Слово «подлец» имеет несколько значений. Оно обозначает и человека низкого происхождения, выходца из черни, и то­го, кто готов достигать цель бесчестным путем. Поэтому центральной фигурой поэмы Гоголя ста­новится не высокий герой, а антигерой. А цепь добродетельных поступков или рыцарских под­вигов заменяется на ряд проделок, совершаемых этим персонажем в соответствии с задуманной им авантюрой. Это сближает произведение Гого­ля с традицией плутовского романа. Павел Ива­нович Чичиков, происхождение которого «тем­но и скромно», а вся энергия направлена на то, чтобы подняться вверх и удержаться на жизнен­ной волне, является композиционно связующим образом в романе. Он проходит практически че­рез все эпизоды, помогая автору показать всю Русь «с одного боку».

Как центральный персонаж Чичиков облада­ет всеми преимуществами сквозного героя лите­ратурного произведения. Благодаря его актив­ности автор может показать читателю различные сферы русской жизни, заглянуть в такие места, «куда бы никакому автору не пришло в мысль за­браться». Ведь Чичиков был способен отыски­вать контрабанду «в колесах, дышлах, лошади­ных ушах и невесть каких местах».

Трех частное построение композиции поэмы связано с той «негоцией», которую задумал Чи­чиков. Именно ради этого он появляется в губернском городе в первой главе поэмы и знако­мится с чиновниками. Затем в главах со второй по шестую он посещает помещиков, разъезжая по губернии. В седьмой главе он возвращается в город, чтобы оформить купчие на приобретенных им крестьян. Наконец, в одиннадцатой главе, ко­торая вместе с первой обрамляет все действие, он покидает город из-за возникшего скандала, бла­гополучно увозя с собой все купчие, В этой же главе помещается история его жизни.

Прибыв в незнакомый ему город, Чичиков прежде всего отправляется с визитами к город­ским сановникам. Он объезжает их в иерархиче­ском порядке: губернатор, вице-губернатор, про­курор, председатель палаты, полицмейстер, от­купщик, начальник над казенными фабриками и под конец инспектор врачебной управы и город­ской архитектор. Перед читателем возникает картина государственного порядка, отражени­ем которого является губернское начальство. Возвратившись в город для оформления покуп­ки, Чичиков снова встречается с прежними ли­цами. Однако теперь он не просто приезжий, а посетитель казенной палаты. Это дает возмож­ность показать суть государственной деятельнос­ти чиновников, заглянуть во святое святых та­инственного храма правосудия и увидеть то, что недоступно непосвященному взору посто­роннего лица: священнодействия «неподкупных жрецов Фемиды», беззастенчиво вымогающих взятки.

Со своим странствующим героем Гоголь от­крывает светскую жизнь дворянства не хуже, чем официально-деловую. Два бала, на которых присутствует герой, представляют эту сторону жизни губернии. Бал — это место, где границы служебной иерархии ослаблялись. И тоненькие, не имевшие ни той «благодатна, которая лежала в шкатулках толстых, ни их весомого положения в обществе, могли почувствовать свое превосход­ство благодаря умению ловко танцевать и сме­шить дам. Чичиков же, как известно, был не слишком толст и не слишком тонок. Однако он тоже умел отпускать комплименты дамам не ху­же других и находчиво поддерживать разговор с солидными членами общества. Праздность, пус­тословие, сплетни — отличительная черта свет­ской жизни губернии. К такому выводу прихо­дит автор. Об этом размышляет и практичный ге­рой поэмы, раздраженный неуместностью балов и гуляний во время неурожая и голода, постиг­ших губернию.

Путешествие Чичикова по губернии, изобра­женное в центральных главах поэмы, дает воз­можность детально показать существование каж­дого помещика отдельно, безвыездно проводяще­го большую часть времени в своем «угле». Частная, семейная и хозяйственная жизнь дво­рян становится объектом пристального наблюде­ния и автора, с горечью отмечающего процесс омертвения человеческих душ, и Чичикова, с радостью узнающего об эпидемиях и промотав­шихся помещиках в надежде поживиться за их счет.

Галерея помещиков, следующих один за дру­гим, представляет все варианты возможного от­ношения к хозяйству и связанному с ним мате­риальному благополучию, в конечном счете к деньгам, ставшим предметом всеобщего вожделе­ния. Безразличие и попустительство Манило­вых, не знавших, что делалось в их хозяйстве, почему в кладовых пусто, а ключница ворует, не могут-быть одобрены автором. Как не одобрена бессмысленная скупость Плюшкина, морившего своих людей голодом, в то время как содержимое его амбаров превращалось в прах. Однако изобилие и достаток в имении Собакевича вместе с ра­чительностью Коробочки также не соответствуют авторскому идеалу. Пустомыслие и неспособ­ность к практической деятельности, как и чрез­мерная погруженность в материальные заботы и расчет, ведут к пренебрежению духовными цен­ностями и являются причиной омертвения — процесса, который охватил все слои русского об­щества.

Чичиков как центральный персонаж хорош не только тем, что с его помощью можно изъездить все уголки России. Он как зеркало, в котором от­ражается истинное состояние социальной и ду­ховной жизни нации. В конечном счете ни один из помещиков не отказал ему в просьбе продать мертвые души. Сделка не состоялась только с Ноздревым, который сам пытался поживиться за счет своего гостя и предложил ему выиграть ду­ши или обменять их на невыгодных условиях. Упрямство Коробочки объясняется ее боязнью продешевить» Она хотела повременить, чтобы уз­нать настоящую цену на этот «небывалый товар» и продать его повыгоднее. Деньги стали для всех высшим мерилом ценностей, а человеческие души — предметом купли и продажи. Это свиде­тельствует о духовной и нравственной деграда­ции общества в целом.

   Таким образом, с фигурой Чичикова связан не только пространственный и социальный, но и философский, или духовный, план поэмы Гоголя «Мертвые души». Автору так же был необходим этот персонаж, как Данте нужен был Вергилий, сопровождавший его по кругам ада. Ибо не при-дй в голову Чичикову мысль о покупке мертвых душ, которая потребовала от него длительного путешествия по необъятной стране и встреч с са­мыми разными людьми, «не явилась бы на свет сия поэма».
Просмотров: 2136 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Роль образа Чичикова в создании ком | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
История 

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCozЯндекс.Метрика