РОМАНТИЗМ — одно из крупнейших направлений в европейской и
американской литературе конца XVIII — первой половине XIX в., получившее
всемирное значение и распространение. Этимологически
французское готапИзте восходит к испанскому
готапсе. В XVIII в, романтическим(английское
гогпапИс) именовалось все фантасти
чес кое, необычное,
странное, встречающееся лишь в книгах, а не в
действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. слово «романтизм» становится
термином для обозначения нового литературного
направления, противоположного классицизму.
Романтизм явился высшей точкой антипросветительского
движения, прокатившегося по всем европейским странам;
его основная социальноидеологическая
предпосылка — разочарование в результатах Великой французской революции и буржуазной цивилизации вообще. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и пред романтизме, обрели у романтиков особую остроту» «...Установленные «победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой,
вызывающей горькое разочарование карикатурой
на блестящие обещания просветителей» (Ф. Энгельс). Реальность истории
оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство — враждебным природе человека и его личностной свободе.Неверие в социальный, промышленный, политический и научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности, разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали {как самое «естественное» и «разумное»!) лучшие умы Европы, постепенно разрасталось до «космического пессимизма». Принимая
общечеловечески! универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века», присущая героям Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, лирике Г, Гейне и др.). Тема
лежащего во зле страшного мира сего слепой
властью материальных отношении, иррациональностью судеб, тоской вечного
однообразия повседневной жизни прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее
явственно в «драме рока», или «трагедии рока»
(Дж. Байрон, К. Брентано, Э. Т. А, Гофман, Э. По),
Вместе с тем романтизму свойственно чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся
миру, включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение
скрытого богатства и беспредельных возможностей
бытия. «Энтузиазм», основанный на вере
во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всезахватывающая жажда обновления — одна из
характернейших особенностей романтического
жизнеощущения. Глубине и всеобщности
разочарования в действительности в возможностях цивилизации и прогресса
полярно противополагается романтическая тяга
к «бесконечному», к идеалам
абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих
направлений, приобретает в романтизме
необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы», Ф. Шатобриан, В. Жуковский); в творчестве других (Дж. Байрон, ГГ. Б. Шелли, А. Мицкевич, М. Лермонтов) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.
Одной из характерных форм противостояния идеала и действительности была романтическая ирония. Первоначально она означала признание
ограниченности любой точки
зрения (в том числе
и собственно
романтической, если она устремлена только к
«бесконечному»), относительности всякой
исторической действительности, кроме жизни и мира в целом, несоизмеримости
безграничных возможностей бытия с
эмпирической реальностью.
Впоследствии в ней отразилось сознание
неосуществимости романтических идеалов, изначальной взаимовраждебности мечты и
жизни.
Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как
бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному.
Их привлекали фантастика, народные предания
и народное творчество, минувшие исторические эпохи, экзотические картины природы,
жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике
они противопоставляли возвышенные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, высшими проявлениями
которого для романтиков были искусство,
религия, философия.
Романтики открыли необычайную сложность, глубину и ант иномичн ость духовного мира человека,
внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности.
Человек для них— малая вселенная,
микрокосмос. Напряженный интерес к
сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического мировосприятия. Столь же характерна
для романтизма защита свободы, суверенности
и самоценности личности (в которой, по
мысли Ф.Шеллинга, весь «пафос земного», вся «острота жизни»), повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Апология личности служила как бы самозащитой от безжалостного хода истории и нараставшей нивелировки самого человека в буржуазном обществе.
Романтики проявляли глубокий интерес к особенностям национального духа и культуры, а также к своеобразию различных исторических эпох. Требование историзма и народности искусства
(главным образом в смысле верного воссоздания
колорита места и времени) — одно из непреходящих
завоеваний романтической теории искусства.
Историзм мышления романтиков особенно наглядно и
целостно реализовал себя в созданном ими
жанре исторического романа (Ф.
Купер, В. Скотт, В» Гюго). Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определенный философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого — универсума.
В области
эстетики романтизм противопоставил
классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального
мира: художник создает свой, особый
мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели эмпирическая действительность, ибо само искусство,
творчество являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую
ценность мира, а значит, и высшую реальность.
Произведения искусства уподобляются живому организму, а художественная форма истолковывается не как оболочка
содержания, а как нечто, вырастающее из его глубин и неразрывно с ним
связанное. Романтики страстно защищают
творческую свободу художника, его фантазию (гений не подчиняется правилам, но творит их) и отвергают нормативность в эстетике, рационалистическую регламентацию в искусстве (что, однако, не исключало провозглашения собственных новых, романтических канонов).
Эпоха романтизма ознаменовалась обновлением художественных форм: созданием жанра исторического романа, фантастической повести, л прозаической поэмы, реформой сцены. Необычайного расцвета достигла лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, открытий в области стихосложения. Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии, подчеркивали музыкальное
и живописное начала в поэзии. С точки зрения
принципов художественной изобразительности романтики тяготели к
фантастике, сатирическому, гротеску, демонстративной условности формы, смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и Комическое.
Зарождение романтизма в России связано с общественноидеологической атмосферой русской жизни —
общенациональным подъемом после Отечественной
войны 1812 года, формированием дворянской революционности, обострением личного
самосознания; все это обусловило не только становление,
но и особый характер романтизма поэтовдекабристов
(К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского), чье
творчество воодушевлено идеей гражданского служения,
проникнуто пафосом вольнолюбия и
борьбы. В их поэзии многие обще романтические мотивы — бегства на чужбину, тайны, мести, поисков смысла и цели жизни — социально заостряются, конкретно мотивируются, притом, что само переживание разлада с
действительностью остается романтическистрастным, а конфликт заключает в себе
катастрофическ исубстанциональны и см ыс л.
САТИРА (лат.)— вид комического: беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения и критики, разрешающееся
смехом, специфический способ воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.
Сатира «моделирует свой объект, создавая образ высокой степени условности, что достигается направленным искажением реальных контуров явления
с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации,
гротеска. Сатирик использует и другие
виды комического (такие, как юмор и ирония), но для собственно сатиры
характерна резко выраженная негативная окрашенность эстетического
объекта.
Отчетливо осознавшая себя в литературе Древнего Рима в качестве обличительного жанра лирики, позже
сатира утратила жанровую определенность,
превратилась в подобие литературного рода,
определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы,
бурлеска, памфлета, фельетона, комедии и
сатирического романа.
Сатира — насущное средство общественной борьбы; на характер восприятия сатиры в этом качестве активно влияют обстоятельства исторического, национального и социального развития. Чем всенароднее и универсальнее идеал» во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем
«живучей» сатира, тем выше ее способность к
«возрождению», Эстетическая «сверхзадача» сатиры
— возбуждать и оживлять воспоминание о высших жизненных ценностях (добре,
истине, красоте), оскорбляемых низостью, глупостью, пороком.
Провожая «в царство теней все отжившее&(М.
Салтыков-Щедрин сатира тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера,
впервые рассмотревшего сатиру как эстетическую категорию, в...в сатире
действительность как некое несовершенство
противополагается идеалу, как высшей реальности». Но идеал сатирика выражен через чантиидеал», т. е. через вопиющее отсутствие его в предмете обличения.
Бескомпромиссность суждений о предмете осмеянйя, откровенная тенденциозность— присущий именно сатире способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения. Субъективная окрашенность
сатиры нередко придает ей черты своеобразного
негативного романтизма.
Фантастическая, аллегорическая и философская сатира независимо от преобладания в ней того или другого начала ведет рационалистическитрезвое исследование объекта. Персонаж здесь — как бы олицетворенное логическое понятие (Органчик в «Истории одного города» МСалтыковаЩедрина), а сюжет — как бы система интеллектуальных построений, переведенных на
«художественный язык» («Путешествие Гулливера» Дж. Свифта). Распространенная фигура
в сатире — геройобозреватель, насмешливо
коллекционирующий улики.
Особая разновидность — сатира, высмеивающая ущербную личность, исследующая природу зла в психологическом плане («Господа Головлевы» М. СалтыковаЩедрина). Типизация здесь всецело опирается на точность и зжизнеподобие» внешних и характерологических деталей.
СИМВОЛ в
литературе нового времени — многозначный,
принципиально неисчерпаемый иносказательный
образ, исключающий лишь абсолютно противоположиые
трактовки, намекающий на некие мировые
сущности, которые нельзя адекватно определить
словами. Незнакомка в стихотворении А.
Блока — это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта,
заменяющая реальность, образ красоты среди
безобразия и вообще почти все» что могут
подсказать ассоциации.
Символ» будучи элементом семантики художественного
текста, а не просто речевым иносказанием,
вместе с тем может частично выражаться в иносказаниях речевых. Так, парус в одноименном стихотворении Лермонтова — романтический символ мятущейся, не приемлющей покоя и даже счастья души. За ним стоит противопоставление
реального мира и мира воображаемого, неотразимо влекущего своей загадочностью
(отсюда вопросы в «Парусе»« по сути,
исключающие какойлибо однозначный
ответ). Однако центральный образ
стихотворения можно толковать и как метонимию (некто в лодке— парус), и
как синекдоху (парус — лодка), и как метафору (некто в море житейском —
парус).
Символы
используются не только в нереалистических художественных системах, но и в реализме. Реалистические символы — это, например, приснившийся Пьеру Безухову водяной шар, образуемый множеством стекающихся и растекающихся капель (символ отношений между всеми людьми мира и вообще жизнеустройства), в «Войне и мире» Л, Толстого или вишневый сад у А. Чехова, образ, который символизирует и уходящий
уклад поместной жизни, и доходное предприятие для новых деловых людей, и всю
Россию как поле деятельности молодого поколения, да и немало другого. В финале
рассказа И.Бунина «Господин из СанФранциско»
появляется символический образ
Дьявола, придающий произведению в
целом некий инфернальный оттенок; в
частности, образ огромного корабля,
носящего имя исчезнувшей Атлантиды, одушевляется
и, в свою очередь, становится символом.
Но символическое произведение — не обяпате
л вносим вал истское.
Зачастую символические и близкие к ним произведения трактуются упрощенно, как аллегорические,
например, пушкинский «Пророк» считается аллегорией назначения и судьбы поэта.
Создание стихотворения действительно связано
с биографией Пушкина. Сохранившийся вариант «Пророка» написан после его
освобождения из Михайловской ссылки, сразу
после долгого разговора с Николаем I, разговора, вселившего тогда в поэта немалые надежды, воодушевившего его. Однако В. Ходасевич отмечал: «Пророк» — отнюдь не автопортрет и не портрет вообще поэта. О поэте у Пушкина были иные, гораздо более скромные, представления, соответствующие разнице
между пророческим и поэтическим предстоянием
Богу. Поэта Пушкин изобразил в «Поэте»,
а не в «Пророке». Очень зная, что поэт порою бывает ничтожней ничтожнейших детей мира, Пушкин сознавал себя великим поэтом, но нимало не претендовал на «важный чин» пророка» («Жребий Пушкина», статья о, С. Булгакова»). В самом деле, «Пророк» написан непосредственно о пророке, а не о поэте, И все же Ходасевич слишком категоричен. Не отождествляя поэта и пророка, Пушкин и в поэтическом призвании, и во всяком достойном человеческом поведении
и деянии мог видеть нечто родственное пророческому
подвигу. «Пророку» присуща именно
символическая многозначность. |