СРАВНЕНИЕ (лат.) — категория стилистики
и поэтики, образное словесное выражение»
в котором изображаемое явление уподобляется
другому по какомулибо общему для них признаку
с целью выявить в объекте сравнения новые,
важные свойства. Например, уподобление (сопоставление) «Безумье вечное поэта —
/ Как свежий ключ среди руин...» (Вл. Соловьев) косвенно вызывает представление о незатухающем «биении»
и « бес конечной» живительности поэтического слова на фоне «конечной» эмпирической
реальности. Сравнение включает в себя сравниваемый
предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство
сравнения), и их общий признак (основание сравнения). Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение разных
предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака,
также ряд дополнительных признаков, что
значительно обогащает художественное
впечатление. Сравнение может выполнять изобразительную («И кудри их белы, как утренний снег / Над славной главою кургана...». А. Пушкин), выразительную(«Прекрасна, как ангел небесный... «. М, Лермонтов)
функции или совмещать их обе. Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», ^подобно», ебудто» и т. д.; нередко встречается и
бессоюзное сравнение («В железных
латах самовар / Шумит домашним
генералом...»).
СЮЖЕТ (франц. в\це1 — предмет) — развитие действия,
ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических.
Впервые в литературе термин «сюжет» применили
в XVII в. классицисты В. Корнель и Н.
Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия
в жизни легендарных героев древности
(например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные
драматургами более поздних времен. Но еще раньше римскими писателями для
обозначения разных рассказов, а затем и
изображенных в них событий употреблялось
латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом 1аЬи1аг1 рассказывать, повествовать). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их
неустойчивыми и неоднозначными,В
современной советской литературнокритической
и школьной практике термины «сюжет» и
«фабула» осознаются как синонимы, или же сюжетом называется весь ход событий, а фабулой — основной конфликт, который в них развивается, В литературоведении сталкиваются два других
истолкования, В 1920х гг. представители ОПОЯЗа предложила важное различие двух
сторон формы произведения: развития
самих событий в жизни персонажей и
порядка и способа сообщения о них авторе мрассказчиком. Придавая
большое значение тому, как «сделано» произведение»
они стали называть сюжетом вторую сторону,
а первую — фабулой. Эта традиция продолжает
сохраняться. Другая традиция идет от русских крит и ковдемократов
середины XIX
в., а также от А. Веселовского и М. Горького:
все они называли сюжетом развитие действия. Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически: сюжет — «предмет», то есть то, о чем повествуется,
фабула с той же точки зрения — само повествование о «предмете». Однако
сторонникам этой теории важно сохранить
различие понятий, сделанное «формальной школой», и, называя сюжетом основную» предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно
композиционной стороны.
Сюжет произведения является одним из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейноэмоционального
осмысления реальных характерностей жизни,
выраженного через словесное изображение
вымышленных персонажей в их индивидуальных
действиях и отношениях. Сюжет во всем
его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в ее соответствии содержанию, а не само
содержание,
как часто понимают в школьной практике. Всю структуру
сюжета и его конфликты необходимо изучать
функционально, в его связях с содержанием, в его
эстетическом значении. При этом надо отличать
сюжет в его неповторимости от отвлеченных сюжетных, точнее конфликтных, ссхемэ (А любит Б, но Б любит В и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное воплощение.
На ранних этапах исторического развития эпоса его сюжеты строились по временному» хроникальному
принципу сочетания эпизодов (волшебные
сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе
возникают концентрические сюжеты, основанные
на едином конфликте. В
концентрических сюжетах эпоса и драматургии
конфликт проходит через все
произведение и отличается определенностью своей завязки, кульминации и развязки.
Только на основе анализа сюжета можно функционально
анализировать фабулу произведения во всем сложном
соотношении ее собственных сторон,
ТЕМА (греч.
— то, что положено в основу) — круг событий,
образующих жизненную основу сценических и
драматических произведений и одновременно
служащих для постановки философских,
социальных, этических и других идеологических
проблем. Тема — посредник между эстетической
реальностью произведения и действительностью,
поэтому в литературоведении тему рассматривают
двояко. С точки зрения действительности это
— предметное» «картинное», содержание
произведения, то, что в нем изображено. Литературоведческий анализ в этом случае акцентирует внимание на отборе писателем фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произ
ведения.
С точки зрения эстетической реальности
можно говорить о внутренней теме произведения,
о личной теме творчества писателя. В этом случае
тема есть то, что выражено, и тогда она, по
сути, отождествляется с понятием «проблема».
Тематическая общность может служить одним из
жапрообразующих принципов (исторический или
плутовской роман, детектив, научная фантастика),
ТЕМАТИКОЙ любого
художественного произведения является изображение
человека. Если автор обращается к миру природы: пишет о растениях или животных, то все равно этот мир воспринимается
через призму человеческого сознания. Если
изображаются мифологические существа,
инопланетяне и т, п., то это аллегория или символическое изображение человека.
Выбор тематики зависит: от времени написания
и от национальноисторических особенностей.
Например, тема дворянства, характерная для
русской литературы первой половины XIX в., во второй половине XIX в. дополняется темой разночинной интеллигенции. Также выбор тематики зависит от
мировоззрения автора. Б то же время
есть вечные темы: темы любви, природы,
жизни и смерти, времени.
ТРАГИЧЕСКОЕ— эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся в
процессе свободного действия героя и сопровождающийся
страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. Причем
катастрофичность трагического вызывается не
гибельной прихотью случая, но
определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемостью с наличным миропорядком.
Трагическое
предполагает свободное самоопределение
действующего лица. Противоречие, формирующее
трагическое, заключается в том,
что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, предвидимую (в героической трагедии) или непредвидимую
(трагическое заблуждение) им самим. Ужас и страдание,
присущие трагическому, обретают особую
разительность как последствия свободного
акта человеческой личности и проявления
ее субстанциональных сил, В отличие от мел од рам атического
(вызывающего жалость, трогательного) в трагическом человек не может выступать
лишь как пассивный объект претерпеваемой
им судьбы. Трагическое родственно возвышенному и героическому в том, что оно
неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. В трагическом свершается самоутверждение личности, ее духовного принципа или нравственного достоинства
ценой собственной жизни. Как форма возвышеннопатетического
страдания трагическое выходит за пределы антиномии оптимизма — пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в трагическом неразрешимостью коллизии,
невосполнимой утратой человечески ценного,
второй — героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в поражении. Трагическое — «прорыв» необходимости и одновременно ее торжество, утверждение человеческой свободы ценой крушения
или смерти, верность своей идее или своему
пафосу перед лицом их эмпирического поражения.
Подобно другим эстетическим категориям (например, возвышенному, комическому), трагическое в различные эпохи остается и неизменным (типологически единым пафосом) и одновременно — переменчивым по социальноисторической
природе, по идейным духовным коллизиям,
которые оно претворяет.
Целостное становление феномена «трагического», запечатлевшее обострение чувства
личного
бытия, произошло в древнегреческой трагедии
(Эсхил,
Софокл, Еврипид; V в. до н.э.). Этическое самоопределение индивида перед
лицом жизни и смерти, самостоятельное действование
и ответственность (расплата) за него — центральная проблема
эпической трагедии. При этом античному трагическому герою неведом позднейший трагический конфликт чувства, личной страсти и нравственного долга (как в трагедии барокко и классицизма); действия, влекущие к исходу
(катастрофе), он совершает без разлада с собой, без чувства мучительной
жертвенности, упоенный, несмотря на частичное «неведение», своей решимостью, подчас дерзостью перед «судьбой» и богами (Прометей Эсхила) и даже — предвкушая ужас. В самом переживании вины и ответственности он сохраняет величие и принимает
муки с достоинством. Апофеоз трагедии включает
в себя и идею героического самоопределения
человека перед темным лицом рока, и идею торжества мирового
«равновесия».
Классическим образцом и мерой для литературы и эстетики последующих веков стало наряду с античным трагическим в литературе Позднего (кризисного)
Возрождения и прежде всего — в трагедиях У. Шекспира, по которому единственно реалистической позицией в отношении к ходу истории может быть только «трагическая тревога» — трагическое восприятие человеческой «природы»« принципа личности и исторического
прогресса, включающее чувство ответственности за «распавшуюся связь времен», и мировой разлад и героическое
противоборство ему. Предметом
«трагического способа созерцания» у Шекспира становятся все производные отсюда антиномии: муки постижения жизни (#Гамлет», «Король Лир»); бессилие личности перед охваченной аффектом собственной природой («Отелло», «Антоний и Клеопатра»); извечная незащищенность
высшего нравственного сознания (образ Корделии из «Короля Лира»); неразрывность и противоборство личного и общего (ьКориолан»), Все ценности шекспировского трагедийного мира, все его «доблестные страсти» таят в себе высокое страдание; и именно трагический, бескомпромиссный исход служит верной мерой их достоинства, глубины и силы,
В литературе
нового времени трагическое достигает
крайнего напряжения у Ф. Достоевского. Его
герой — человек «идеистрасти», идущий до конца и не ищущий успокоения в царстве «середины», — ведет трагедию к катастрофе. Он наделен
самосознанием, пониманием реальной весомости своих поступков, но в то же время
он участвует в таинственном коловращении безличных сил, осуществляя таким образом ту меру вины и невиновности,
которая вызывает ужас перед дальнейшей
душевной судьбой героя и сострадание к его мукам. Главная тема трагедии
у Достоевского — испытание глубин человека на путях свободы» за которой и через которую открывается более глубокая, этическая природа человека — сердце и совесть. И в этом источник трагизма
и катарсиса мира Достоевского.
ФАБУЛА (лат. 1аЪи1а— рассказ, басня)— повествование о событиях, изображенных в эпическом, драматическом,
а иногда и лироэпическом произведениях, в отличие
от самих событий — от сюжета произведений.
Нередко эти термины употребляются и в обратном
соотношении.
Фабула может
отличаться от сюжета:
1)
порядком повествования — о
событиях расска
зывается не в той последовательности, в какой
они происходят в жизни героев, а с перестанов
ками, пропусками, последующими узнаваниями
и т. п. («Герой нашего времени» М.
Лермонтова);
2)
субъектом повествования ~
оно может вестись
не только от автора, никак себя не проявляюще
го («Преступление и
наказание» Ф. Достоевского) или же обнаруживающего
свою эмоциональную настроенность
(«Человек, который смеется» В.Гюго), но и от лица
рассказчика, очевидца изображаемых событий
(«Бесы» Ф» Достоевского), или от лица героя
(«Прощай, оружие!»Э. Хемингуэя); 3) мотивировкой
повествования — оно может быть дано как
воспоминание («ХаджиМурат» Л. Толстого),
дневник («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И. В, Гёте), летопись («История одного города» М, СалтыковаЩедрина) и
т. гь Иногда автор начинает произведение с изображения
рассказчика, обстановки и повода его
рассказа, а в конце возвращается ко всему этому; такой фабульный прием
называется «обрамлением» сюжета
(«Вешние воды» И, Тургенева, «Человек
в футляре» А. Чехова). Различие между
фабулой и сюжетом в одном произведении может
быть большим и минимальным. С помощью
фабульных приемов писатель стимулирует
интерес к развитию событий, углубляет анализ характеров героев,
усиливает пафос произведения. Существует
точка зрения, которая не представляется
обоснованной, что термин «фабула» излишен, поскольку весь диапазон его
значений покрывается понятием «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».
ФИНАЛ (итал.
— конец) — заключительная часть эпического и драматического произведения; само конечное положение (быть
последним словом авторского высказывания,
изображенного художественного мира вообще,
увенчивать его целостность) придает финалу определенное итоговое значение:
финал проясняет, концептуально завершает или разрешает конфликт произведения. Нередко финал не совпадает с развязкой, которая в этом случае или предваряет финал («Дворянское гнездо» И. Тургенева),
или практически отсутствует (открытые финалы), «опрокидываясь» в читательском сознании в будущее (романы Ф. Достоевского), либо оставляя произведение фабульно незавершенным («Дама с
собачкой» А.Чехова). В драме финал обычно тождествен
развязке; иногда совпадают финал, кульминация
и развязка. В лирических стихах роль
финала выполняет концовка — замыкающий
мотив стихотворения.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ литературы
— основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о внешних и внутренних
сторонах литературного произведения и опирающиеся
при этом на философские категории
формы и содержания. При оперировании понятиями «форма» и «содержания» в литературе необходимо, вопервых, иметь в виду, что речь идет о
научных абстракциях, что реально форма и
содержание нерасчленимы, ибо форма есть не что иное, как содержание в
его непосредственно воспринимаемом бытии» а
содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы.
Отдельные стороны, уровни и элементы литературных
произведений, имеющие формальный характер
{стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм), содержательный (тема,
фабула, конфликт, характеры и
обстоятельства, художественная идея,
тенденция) или содержательноформальный
(сюжет), выступают и как единые,
целостные реальности формы и содержания.
Существуют и иные отнесения элементов произведения
к категориям формы и содержания.
Вовторых, понятия «форма» и «содержание», как предельно обобщенные,
философские понятия, следует с большой
осторожностью употреблять при
анализе конкретноиндивидуальныхявлений, особенно художественного произведения,
уникального по своей сути, принципиально неповторимого в своем содержа тел
ьноформальном единстве и в высшей степени
значимогоименно в этой
неповторимости. Поэтому, например,
общефилософские положения о первичности
содержания и вторичности формы, об отставании формы, о противоречиях между содержанием и формой не могут
выступать в качестве обязательного
критерия при исследовании отдельного
произведения и тем более его элементов.
ХАРАКТЕР художественный (греч, — отпечаток, признак» отличительная черта) — образ человека в литературном произведении, очерченный с
известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственноэстетическая
концепция человеческого существования. Художественный характер являет
собой органическое единство общего,
повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного
(социальнопсихологическая реальность человеческой жизни, послужившая
прообразом для литературного характера) и
субъективного (осмысление и оценка прообраза автором), В результате характер в искусстве предстает «новой реальностью&, художественно «сотворенной» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно кон центу ал ьность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии,
социологии.
Представление о характере создается посредством изображения в литературном произведении внешних и
внутренних проявлений личности героя (его психологии,
речи, наружности), авторскими и иными
характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии
сюжета. Соотношение в пределах произведения
характера и обстоятельств, являющихся
художественным воспроизвел е н и ем
социальноистор и ческой духов но культурной
и природной среды, составляет художественную
ситуацию. Противоречия между человеком и обществом,
человеком и природой, а также внутренние противоречия человеческого характера воплощаются в художественных конфликтах, |